Старым казачьим способом
На написание этой пьесы, говорят, Анатолия Софронова вдохновил визит в Цимлянск. Там изготавливают шампанское «старым казачьим способом» — это выражение так понравилось писателю и драматургу, что он быстро сочинил историю о современных донских казаках.
Дело происходит на Дону, в одном крупном винодельческом хозяйстве. Дела идут неплохо, даже вот приехала богатая немка — интересуется секретами изготовления цимлянского, хочет заключить контракт. Одна беда у директора производства: собралась увольняться Маша Забазнова, талантливый молодой технолог. Говорит, скучно ей тут, нет женихов ей под стать. А Маша — девушка непростая. Образованная, уверенная. К такой не каждый подойти решится. А уж из местных парней и подавно. А работник она ценный. Ради того чтобы удержать Машу, директор готов лично заняться устройством ее женской судьбы. Разведка донесла, что нравится ей красивый агроном Иван Ерофеев. Он до сих пор гуляет холостым, хоть по нему много девок сохнет. Например, звезда совхоза Дуська Осетрова. Ну очень ей хочется заполучить в мужья Ерофеева! Но тот лишь благосклонно принимает ухаживание. Дуська — не по нем невеста. Пусть утешится влюбленным в нее футболистом Мишкой. А для Ерофеева пока не нашлась невеста. Впрочем, это ему только так кажется. Директор и его заместитель уже заплели интригу, цель которой — поженить Машу и Ивана Ерофеева.
Пьеса Софронова продолжает традицию радостной советской комедии на сельскую тему. Колхозники тут такие же довольные, работящие, как персонажи «Кубанских казаков». И так же единственное, что омрачает их трудовые будни, — это неразделенная любовь. К чести постановщиков спектакля и актеров Театра им. Гоголя надо сказать, что они постарались найти в этой неглубокой, лакирующей действительность пьесе какие-то человеческие интонации. Например, замечательно освоили говор жителей Придонья, казачью манеру каламбурить, поддразнивать всех, кто встречается на пути. Это придало спектаклю колорит и достоверность. Тем более стоит за это поблагодарить актеров и режиссера, потому что работы художника, автора музыки и песен и хореографа, увы, не сильно способствовали успеху спектакля. На сцене возвели условную конструкцию из плетеных блоков и больше ничем особым не обозначили географические, временные «координаты» происходящего. Костюмы странно сочетают в себе элементы современной и традиционной казачьей одежды. Действие то и дело прерывается песнями и плясками. Лейтмотивом проходит сквозь спектакль гимн цимлянскому: «Донское вино, донское вино — для радости нам, для счастья дано!» Оно оказывается как нельзя более кстати на свадьбе в финале: брачуются три пары! Маша с Иваном (строптивую невесту в итоге завернули в бурку и умыкнули — старым казачьим способом!), Дуська Осетрова с футболистом Мишкой и пожилой казак, ветеран винного производства Пантелей Белокопытин с веселой бригадиршей винодельческого совхоза Анисьей.