Собор Парижской Богоматери
Из предисловия М. Трескунова к роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери»:
«Собор Парижской Богоматери» вышел в свет в 1831 году. К этому времени Виктор Гюго был уже известным писателем Франции, олицетворявшим своим творчеством новое направление в литературе — прогрессивный романтизм.
Замысел романа «Собор Парижской Богоматери» относится к 1828 году; именно этим годом датирован план произведения, в котором уже намечены образы цыганки Эсмеральды, влюбленных в нее поэта Гренгуара и аббата Клода Фролло. По этому первоначальному плану Гренгуар спасает Эсмеральду, брошенную по приказу короля в железную клетку, и идет вместо нее на виселицу, в то время как Фролло, разыскав Эсмеральду в цыганском таборе, предает ее в руки палачей. Позднее Гюго несколько видоизменил замысел и план романа. В начале 1830 года в заметках на полях рукописи впервые появляется имя капитана Феба де Шатопера.
К непосредственной работе над книгой Гюго приступил в конце июля 1830 года, но события Июльской революции прервали его деятельность, возобновить которую Гюго смог только в сентябре. К середине января 1831 года — в исключительно короткий срок — работа над романом была закончена.
Революционные события июля 1830 года и период, предшествовавший им, — когда во Франции назревало народное возмущение против последнего Бурбона, Карла X, — вся эта бурная эпоха оказала решающее воздействие на формирование взглядов Гюго, на его подход к отражению исторических событий и жизни различных сословий Франции XV столетия.
<…> Во французской романтической литературе «Собор Парижской Богоматери» явился выдающимся произведением исторического жанра. В нем были развенчаны монархические принципы и католические верования. Обращаясь к Средневековью, Гюго отмечал, что и в давние времена существовала вражда между монархией и народом, что народ воплощал в себе могучую национальную энергию, дававшую ему возможность бороться и побеждать мрачные силы прошлого».
«Моя жизнь — создание балетов»
интервью Ролана Пети, журнал «Балет» (2003 г.):
— Вы перенесли на сцену Большого театра «Собор Парижской Богоматери» — балет, которому уже «под сорок». Вы считаете его по-прежнему актуальным?
— Для меня спектакль — это синтез танца, музыки, декораций, костюмов… В «Соборе Парижской Богоматери» я — автор либретто и хореограф. Для меня три основных героя этой «драмы страстей» — изгои, люди, непохожие на других. Эсмеральда воспитана цыганами, поэтому в ней видят колдунью. Квазимодо вовсе не чудовище, он страдает от комплекса неполноценности из-за несчастного случая, сделавшего его уродом. Эти люди — отверженные. Потому что они не как все. Это любимая тема романов Виктора Гюго. Что же касается священника Клода Фролло, то в его душе происходит борьба между страстным желанием и совестью, между плотью и духом. Конфликт в этом любовном треугольнике (а не стоит забывать и про четвертого участника, красавца Феба — возлюбленного Эсмеральды) достигает высшей точки кипения. История эта очень современная, она вполне могла бы случиться и в наши дни.
— Кто главный герой вашей постановки — Квазимодо или все же Эсмеральда?
— Они существуют на равных. Квазимодо — кумир зрителей. Он уродлив и прекрасен, одинок и счастлив своей любовью. Эсмеральда — своеобразный символ нашего времени, она исповедует личную свободу и считает, что каждый волен выбирать жизнь или смерть».
«Ролан Пети»
Татьяна Кузнецова, газета «Коммерсант» (2011 г.):
«В 1965-м он все же согласился попробовать. Представленный труппе Парижской оперы в качестве будущего руководителя, он поставил там свой главный — и единственный — монументальный шедевр: двухактный «Собор Парижской Богоматери», на музыку Мориса Жарра и с костюмами Ива Сен-Лорана. Кутюрье сделал средневековую толпу безмозгло яркой, одев женщин в свои излюбленные мини-трапеции, мужчин — в трико и прямоугольные рубахи. А хореограф в очередной раз непринужденно сменил эстетику балетного театра. На сцену ворвались 1960-е с их минимализмом, бунтарством и проблемой личного выбора. Пети, отменив вековую традицию любовного треугольника, сотворил треугольник экзистенциальный: из деспота монаха, агрессивной черни и противостоящего всему свету Квазимодо, бунтаря-одиночки, роль которого сам и исполнил на премьере.
После оглушительного успеха «Собора», сразу признанного национальной классикой, Пети из Парижской оперы бежал в варьете».
В 1978 году «Собор Парижской Богоматери» поставил у себя Кировский театр.
«Всемирный балетмейстер», газета «Коммерсант» (2011 г.):
«Труппа Пети существовала с переменным коммерческим успехом, но ее руководитель становился все более и более важной для французского балета персоной. Этого не могли не заметить и в Парижской опере, с которой Ролан Пети уже давно попрощался. По ее заказу в 1964 году он поставил свой второй шедевр — «Собор Парижской Богоматери». Вообще-то хореограф задумывал «что-то ужасное в духе Франкенштейна», но, наткнувшись в одной из книжных витрин на собрание сочинений Виктора Гюго, решил, что для готического балета сюжет «Собора» подходит идеально: «И монах есть, и Эсмеральда, и Квазимодо». Молодой кутюрье Ив Сен-Лоран, давний приятель и соратник Ролана Пети, одел средневековых горожан по моде шестидесятых. На премьере роль Квазимодо исполнил сам Пети: превосходный актер, он не мог упустить заманчивую возможность станцевать контраст между отвратительной внешностью и нежной душой бедного горбуна. Успех был ошеломляющим. Пети даже предложили стать арт-директором оперы».