Мусуси
Фрагмент рецензии Ю. Роева, опубликованной в журнале «Театр»(1981):
«Мусуси», комическая опера Отара Тактакишвили, написана специально для Камерного музыкального театра. Постановка Бориса Покровского при непосредственном музыкальном руководстве композитора стала своего рода творческим манифестом театра, вобравшим в себя открытия прежних лет в работе над спектаклями лирико-комедийного жанра — от «Аптекаря» И. Гайдна до «Луны и детектива» А. Журбина. Исповедуемый режиссером принцип синтетичности оперного представления обрел в народном по характеру произведении — опере «Мусуси» О. Тактакишвили — наиболее полное выражение. <…>
Заимствованный из новеллы М. Джавахишвили сюжет «Мусуси» — из числа старых, как мир, и всегда молодых: отец хочет отдать дочь за богатого, но глупого, она же любит бедняка и, конечно, преодолевает все препятствия на пути к счастью с любимым. Действие происходит в начале XX века там, где дни всегда солнечны, а ночи сказочно звездны, где в горных долинах зреет дивный виноград и неправдоподобно острый перец, где песни, словно горные реки, звонки и многоголосы, где девушки, конечно же, прекрасны, а мужчины, соответственно, пылки и мужественны и где любовь непременно побеждает. <…>
Спектакль Камерного музыкального театра заражен этой авторской влюбленностью. Рассказ о том, как юная своенравная Фефо, которую прочат за выгодного жениха Дондло, влюбляется в вернувшегося с солдатской службы бессребреника Миху, ведется мягко и весело.
Мир персонажей, окружающих главных героев, — Петре, непреклонно грозный отец девушки, его солидные друзья, несуразный Дондло и его самодовольная мать, бесчисленные шумливые соседи, родственники, дружки, подруги — предстает забавным, но изображается авторами с тем чувством меры, которое подчеркивает схожесть с натурой, делает рисунок жизненно достоверным.
Если в прежних комедийных спектаклях театра артисты нередко выявляли комизм своих героев яркими внешними средствами (гримом, манерами, жестами), старались быть прежде всего смешными, то в «Мусуси» они приходят к тому способу существования в комедии, который известен как самый надежный для создания комического эффекта. Все без исключения артисты предельно серьезны в своем сценическом бытии. <…>
«Мусуси» означает то, что хочет вложить в него каждый произносящий. Для А. Левина это название прекрасной оперы Тактакишвили, для Петре, бросающего в лицо Михи оскорбление, — «бабник», для Фефо — «любимый», для всех прочих — девушек, матерей, вдов, молодух, отцов, братьев, мужей — «донжуан», «женолюб», «бесстыдник», «ловелас», «нахал», «охальник» и прочее, одним словом — «мусуси».