Не от мира сего
Фильм-спектакль по одноименной пьесе Александра Островского.
Последняя пьеса Александра Островского «Не от мира сего» (семейные сцены) была впервые опубликована в журнале «Русская мысль» в 1885 году уже после смерти писателя. Публика пьесу не приняла, и она бы провалилась, если бы не гениальная игра Полины Стрепетовой, для бенефиса которой писатель и создал это произведение.
Р.П. Моторина. Статья к Полному собранию сочинений А.Н. Островского (1951 г.):
«Островский работал над пьесой в конце 1884 года, будучи тяжело болен, стараясь выполнить обещание, данное артистке П.А. Стрепетовой, написать новую пьесу для ее бенефиса.
«Я пишу обставленный лекарствами, — писал он ей 13 декабря 1884 года, — нервы разбиты до последней степени; малейший шум меня пугает; я не сплю и не ем почти ничего». 20 декабря пьеса была закончена, 22 декабря принята Театрально-литературным комитетом к представлению, и 24 декабря было получено цензурное разрешение. 9 января 1885 года пьеса впервые поставлена в Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис П.А. Стрепетовой. <…> В Москве пьеса была поставлена в Малом театре 16 января 1885 года. <…>
Общество драматических писателей присудило драматургу Грибоедовскую премию, но сам он не был доволен своим произведением. В репертуаре пьеса продержалась очень недолго».
Из интервью с Виталием Вульфом в книге Елены Дунаевой «Меловой круг Александра Дунаева» (2014 г.):
<…> «Александр Дунаев хотел все сгладить и все согласить. <…> Он был очень добрый по природе человек. И когда была атмосфера, которая давала ему возможность работать, он поставил, например, <…> забытую пьесу Островского «Не от мира сего». Я этот спектакль видел много раз. Кстати сказать, там главную роль играл и Козаков. Это была очень хорошая роль Миши Козакова. <…>И пьеса была невыигрышная. Одна из как бы неудачных пьес Островского. Но Островский — гений. 149 пьес, которые он написал, по сей день кормят русский театр. И Александр Леонидович сделал из этого спектакля красивое зрелище. Такой роман о любви. И актеры великолепно играли. Спектакль имел большой успех. И оттого, что атмосфера была какая-то благоприятная, было повсюду добро. Он снова начинал загораться». <…>