Невольницы
Из статьи Зои Дякиной «Вечно молодой Островский» в газете «Орловский вестник» (2015):
«Невольницы» — одна из последних работ драматурга. Именно в ней сплелись воедино все темы, волновавшие Островского на протяжении его жизни. Жанр спектакля, как и произведения, — комедия, но комедия не совсем обычная. С типично комедийным началом здесь сочетаются лирические и философские ноты. В пьесе «Невольницы» драматург не только коснулся глобальных тем, переходящих из одного его произведения в другое, но и пришел к совершенно новым выводам. А режиссер-постановщик, заслуженный артист России Валерий Симоненко, перенес эти выводы на театральную сцену.
Кажется, что сюжет прост и невзыскателен: неравный брак, в котором стареющий муж-коммерсант любыми путями пытается защитить себя от возможной измены молодой жены, опытный советчик, даже не подозревающий о том, что сам давно уже стал рогоносцем, молодой сотрудник (ныне его назвали бы, пожалуй, помощником руководителя), сам того не желая, влюбивший в себя двух обеспеченных, но, увы, замужних дам, составляют весьма своеобразный любовный многоугольник. Дополняют картину слуги, которым, разумеется, известны малейшие подробности жизни хозяев. Элементы комедии положений, искрометные диалоги слуг, неожиданные повороты сюжета — все это привлекает внимание и заставляет искренне посмеяться.
Владимир Красовский, режиссер: «Это одно из тех произведений великого русского драматурга, которые в наше сложное время звучат актуально. В пьесе затрагиваются, в частности, такие нравственные и социальные проблемы, как любовь и деньги, неравный брак, взаимоотношения в семье».
Из статьи М.Е. Соковнина «Комментарий к комедии А.Н. Островского «Невольницы» в книге «Русская драма и литературный процесс: к 75-летию А.И. Журавлевой»:
«Тонкая и умная комедия «Невольницы» представляет без всякого перетолкования несомненный интерес для сегодняшнего театра. Ее интеллектуализм, редкая ирония по поводу эдакой победоносной мужской философии, распространенной среди сильной половины общества и сейчас, психологическое богатство пьесы, горечь тирад Софьи Сергеевны, эгоистическая осторожность Мулина-Молчалина (недаром он, как и его предшественник, всегда с делами — с записками, которые поручает ему редактировать Стыров), наконец, сама Евлалия — разве не из глубины жизни выхвачен драматургом этот тип? Разве не Евлалиями бывают многие в своей жизни? <…>
Как и всякое сложное произведение, комедию «Невольницы» нельзя свести к строго однозначной формуле, нельзя пересказать, ее можно почувствовать, но в этом общем восприятии комедии значительное место будет занимать эстетическое чувство — восхищение мастерством драматурга, его умение мыслить сценическими ситуациями, уменьем поворачивать разными сторонами своих героев, давая возможность зрителю получше их разглядеть, сопоставить в сознании разные грани характера одного человека».
Из книги М.А. Карпушкина «Уроки Мастера: Конспекты по театральной педагогике А.А. Гончарова»:
«А.А. Гончаров был горд, когда его ученика А. Говорухо назначили главным режиссером Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. И было чем гордиться. Первый спектакль Говорухо в должности главного «Невольницы» по пьесе А.Н. Островского был талантлив, звонок и глубок. Об этом спектакле Андрей Александрович написал в своей книге «Режиссерские тетради»: «Я особенно радуюсь, когда вижу стремление к современному воплощению классики в своих учениках, как увидел это в спектакле А. Говорухо… Говорухо поставил «Невольниц» интересно. Этот первый профессиональный спектакль молодого режиссера имел свои просчеты и достоинства, был временами настырен в приемах и акцентах, слишком громок, иногда режиссеру изменяло чувство меры, но мысль, проблема, избранная постановщиком, прозвучали сильно, значимо и в согласии с Островским. Режиссер провел в спектакле тему несвободного человека, обесцвеченного, уменьшенного в масштабе рабской, хотя и богатой, сытой жизни».