Осиное гнездо
Видеоверсия этого спектакля начинается со вступительного слова некоего комментатора, который сообщает, что пьесу «Осиное гнездо» написал в 30-х годах XX века румынский драматург Александр Кирицеску. На первый взгляд, это безобидная комедия о нравах в одном зажиточном семействе. Но почему-то публика после премьеры «Осиного гнезда» в Бухаресте как-то приуныла… «Многие румынские буржуа узнали в героях пьесы себя», — предполагает комментатор.
И в спектакле московского Театра им. Станиславского семейка Дудуляну предстает на сцене во всей своей красе… Главу клана, шумную хамку Анету Дудуляну, сыграла Майя Менглет. Актриса не побоялась придать своей героине самые неприятные черты. Образ получился объемный, впечатляющий. Анета из тех, про кого говорят: выбился из грязи в князи. Она гордится достатком и открыто презирает «голодранцев». Не щадит даже интеллигентных бедняков с аристократическими манерами. Например, мужа своей дочери Мирчу. Тот прозябал в Бухаресте, пытаясь прожить журналистским трудом, и там в него влюбилась богатая наследница Маргарета Дудуляну. «Мирча женился на ней из-за денег!» — уверена Анета, и, кстати, она не далека от истины. В исполнении Владимира Анисько Мирча и вправду не кажется влюбленным в свою истеричную женушку. Он вялый и апатичный. И даже за красавицей Вандой, племянницей Анеты, волочится как-то нехотя. Но его письма к Ванде становятся причиной самоубийства Маргареты.
Ванда — странная и притягательная женщина самых неопределенных занятий. Невоспитанные Дудуляну считают ее падшей женщиной. Ванда не обижается на их грубоватые шутки, так как знает, что манерам тут взяться неоткуда… Молоденькой девушкой она была выдана замуж за человека сильно старше себя и через какое-то время сбежала с красивым офицером. Жила в Париже, приобрела утонченный французский лоск. Анна Варпаховская чрезвычайно хороша в роли Ванды — грациозна, соблазнительна. Ванда появляется в доме тетушки Анеты потому, что приехала продать поместье по соседству. Ей нужны деньги на жизнь в Париже. Чеховские мотивы! Как и Чехов, Кирицеску явно презирает пошлость мещанской жизни, ханжество обывателей, их жестокость в отношении к близким. Анета, ее никчемные сестры-подпевалы, ее сыновья-подкаблучники стали причиной смерти Маргареты (именно они подсунули ей письма мужа к любовнице), но вот прошел год — они встретились на поминках и вновь говорят гадости, сплетничают и яростно ссорятся. Ничто не может поколебать их уверенности в собственной непогрешимости.
«Осиное гнездо» — насыщенный действием, заряженный невероятной энергией спектакль. Жанровое определение «комедия» в данном случае очень условно: смех тут если и рождается, то скорее сардонический.