Отпуск по ранению
По пьесе Вячеслава Кондратьева «Отпуск по ранению».
Лейтенант Володька, 22-летний московский паренек, с первого дня войны оказался на фронте. Воевал подо Ржевом, заслужил медаль «За отвагу». Летом 1942-го, после ранения и госпиталя, он получает отпуск и попадает на месяц в столицу. Ему бы радоваться, однако юный лейтенант не в силах свыкнуться с обыденной московской жизнью.
Фрагмент статьи «Вячеслав Кондратьев. Проза на фоне театра». Журнал «Театр» (1984 г.):
Корр: ««Сашка» не первое произведение В. Кондратьева, шагнувшее на сцену. Первым был «Отпуск по ранению», существовавший тогда в рукописи. Да и «Сашка» еще был в верстке, когда Кондратьеву позвонили из Театра на Малой Бронной и попросили зайти. Вот таким долгим путем он опять вернулся к тому, с чего начинал много лет назад. Но «Сашку» в то время инсценировать отказался — не видел в нем пьесы, а предложил театру «Отпуск по ранению». Кондратьев написал пьесу по этой своей повести, причем в процессе работы происходило взаимопроникновение прозы и драматургии. Это была не просто инсценировка — создавалась пьеса, которая, в свою очередь, начала влиять на прозу: Кондратьев повесть переработал».
Вячеслав Кондратьев: «В Театре на Малой Бронной пьесу ставил Александр Дунаев. На репетиции я не ходил. Была встреча с актерами перед читкой пьесы, была работа с ними за столом: что-то не понимала Богданова в своей героине (она играла мать), какие-то вопросы возникали у Вавилова (ему поручили роль Володьки-лейтенанта). А вскоре последовало приглашение на первый прогон. Ощущение, которое я пережил, когда на сцене появился Володька-лейтенант в грязном ватнике, когда я увидел остальных своих героев «живьем», можно назвать потрясением. Ради таких потрясений, я считаю, прозаику надо идти в театр. Увидеть героев, которых ты создал на бумаге, во плоти и крови, — чувство ни с чем не сравнимое.»
Олег Вавилов: «Проза Вячеслава Кондратьева была для меня каким-то открытием. Его герои привлекают сердечной ранимостью, незащищенностью, честностью, я бы сказал, болезненной честностью и бескомпромиссностью в нравственных, моральных вопросах. Конечно, он пишет о том, что пережил, может быть, поэтому характеры и ситуации в его прозе и драматургии так точны.
Проза Кондратьева близка театру, но работать над «Отпуском по ранению» было нелегко, хотя Вячеслав Леонидович все время помогал нам. Мы хотели сохранить каждое слово, каждую сцену. <…> Такие роли просто не даются, хотя Володька-лейтенант чем-то близок мне по своему мироощущению, поведению да и по поступкам. Кондратьев скуп на жесты, этим он мне и близок. У него нет битья себя в грудь, нет крика, все запрятано глубоко внутрь. Вот до этого и надо было докопаться, играя Володьку — человека, постоянно находившегося в экстремальных ситуациях и получившего неожиданную передышку в конце весны 1942-го. <…>
Каждый год, это уже стало традицией, мы играем «Отпуск по ранению» 9 мая, в День Победы. На него идут и ветераны, и люди среднего поколения, и те, кто о войне знает лишь понаслышке. И в этот день как-то особенно ощущаешь дыхание зрительного зала и играешь на каком-то подъеме.
И «Отпуск по ранению» пошел широко, во многих театрах, и, естественно, автор видеть все постановки не мог». <…>
Вячеслав Кондратьев: «Я могу только повторить то, о чем уже однажды писал, делясь своими театральными впечатлениями как автор и как зритель. <…> Сама война была трагедией народной, и она коснулась всех: и тех, кто был на фронте, и тех, кто остался в тылу. Благодаря такому прочтению повести ее сценическая версия приобрела какую-то большую для меня значительность и глубину, стала объемнее, что ли. Слово, насыщенное мыслью и чувством и произнесенное в театре, обладает сильным воздействием. Здесь я почувствовал, как слово стало весомее и многозначнее. Актеры просто говорили обычными человеческими голосами, но интонации были точны и за каждой фразой чувствовалась судьба, там играла каждая пауза и было понятно, о чем думают герои. И вот это меня просто потрясло — простота и естественность постановки».