Ошибка великого Васи Осокина
По пьесе Афанасия Салынского «Сладкая собачка, или Ошибка великого Васи Осокина» в постановке Государственного центрального детского театра (Российского академического молодежного театра).
Комедия повествует о приключениях юного ученого Васи Осокина и изобретенной им для полета в космос шоколадной собачки Тюти.
Из статьи «Советский экзистенциалист: к семидесятипятилетию Афанасия Салынского», опубликованной в «Общей газете» (1962 г.):
«В каждой пьесе Салынского неизменно ощущается личность драматурга, его внутренняя духовная причастность к тому, о чем он пишет. Точны приметы времени, конкретна среда действия, достоверны события, характеры героев его пьес. Но есть в них нечто такое, что оказывается существеннее и важнее этой точности, этих конкретности и достоверности. Это «нечто» заключается прежде всего в способе осмысления действительности. В остроте и бесстрашии освещения ее противоречий. В стремлении автора разделить груз ответственности, которую несут на себе его герои.
Да, Афанасий Салынский тоже был идейным драматургом. Он не раз обращался к проблематике, над которой сегодня мы готовы посмеяться, — он писал о партийных работниках разного ранга. Он не забывал раскрывать идейную убежденность лучших своих героев. Разница — и огромная! — состояла в том, что любой, в том числе «партийный», принцип драматург проверял мучительными жизненными коллизиями, видел в своих персонажах не спекулятивное, но «живое выражение» идеи (Н. Погодин). Всякий раз он беспристрастно и жестоко испытывал своих героев, ставя перед ними один и тот же вопрос: готовы ли они защитить свои идеалы, способны ли идти для этого на любые жертвы?
Салынский в каком-то смысле был честью и совестью драматургического цеха своего весьма не простого времени. По существу, Афанасия Салынского можно назвать создателем драматургии «советского экзистенциализма» (несмотря на кажущуюся противоестественность сочетания этих слов), в которой убежденность человека, ставшего заложником обстоятельств, требует от него неимоверного напряжения всех сил, в которой вся надежда на духовную его стойкость, наивно облеченную в форму служения коммунистическому идеалу.
Драматургия Салынского остается в своем времени, выражает его надежды, подчас несостоятельные, его тревоги, нередко обоснованные, и, конечно же, его противоречивость. Но при этом и выходит за его пределы. Она подтверждает немаловажную истину: честность, порядочность, доброта, отнюдь не становясь синонимами творчества, являются его предтечами, его внутренним нравственным обеспечением».
Из интервью актера Игоря Ясуловича «Он не дал нити порваться» о Леониде Пчёлкине, газета «Известия» (2004 г.):
«У Леонида Пчёлкина было поразительное ощущение, прямо-таки нюх на качественный литературный материал, хорошую драматургию… Он всегда отличался необычайным энтузиазмом, но, к сожалению, последние годы ему приходилось слишком много времени и сил тратить на поиск средств для воплощения собственных идей.
По-моему, Леонид Пчёлкин оказался незаменимым в период упадка российского кинематографа, когда в кино никто не ходил, но все смотрели телевизор. Он не дал нити порваться, сохранив связь культурных поколений. Благодаря ему у актеров появилась достойная работа, а у зрителей — телефильмы, которые приятно смотреть».