Печка на колесе
Из статьи Николая Николаева в газете «Рабочий путь» (18 февраля 2011 года):
Еще в 1985 году столичный Театр имени Моссовета поставил очень смешной и трогательный спектакль по пьесе Нины Семеновой «Печка на колесе». Нина Артемовна — известный прозаик и драматург, член Союза писателей РФ, лауреат Всероссийской литературной премии А.Т. Твардовского. Героиня комедии — мать пятерых детей, телятница Фрося — живет в неперспективной деревне и не хочет покидать родной дом — «печку на колесе». Главную роль тогда сыграла популярная актриса Наталья Тенякова. С тех пор эта пьеса «прокатилась» по всей планете. Ее с удовольствием смотрели зрители в Японии, Греции, Чехословакии, Болгарии и других странах.
Фрагмент из статьи Сергея Муханова «Однажды в Смоленске. Гастроли театра «Модернъ» в «Смоленской газете» (2011 г.):
Наталья Тенякова: «Проходит 30 лет, и вдруг Борис Щедрин зовет меня, а с ним мы уже работали… У вас здесь была замечательная писательница, драматург Нина Семенова, она написала пьесу «Печка на колесе» — восхитительную, просто восхитительную, — и мы эту пьесу тогда делали в Театре Моссовета с Борисом Щедриным. Она пригласила актеров и режиссера в Смоленск, отвезла в деревню, показала настоящий деревенский быт, поскольку все мы горожане… Это была замечательная поездка, и я тогда полюбила ваши края».
Наталья Тенякова: «Мне роль не давалась, а я поехала за дочкой в деревню, и там была соседка, которая говорила так, как моя Фрося-телятница, которую я никак не могла уловить со своей городской речью. Потом и роль пошла».
Фрагмент из книги А.А. Якубовского «Профессия: театральный критик» (2008 г.):
Резкая комедийность «комедии-лубка» Н. Семеновой «Печка на колесе», доведенная режиссером Б. Щедриным до бравурного звучания, казалось бы, не предполагала обнаружения в пьесе звонкой поэтической ноты, рождение волнующего спектакля. Однако актриса Н. Тенякова вносит в постановку такую меру подлинности чувств, такую сердечность, что меркнет комическое окружение ее Фроси и в полную силу начинает звучать всем понятная, близкая и живая тема трудного женского счастья.
Фрагмент статьи Ивана Пырха «Кое-что насчет охоты. На житейских перекрестках» в газете «Труд» (1996 г.):
Еще до перестройки смоленская писательница Нина Семенова сочинила весьма оригинальную пьесу «Печка на колесе». Дома Нине Артемовне явно не повезло: Смоленский драмтеатр раньше других начал было работу с «Печкой», но вскоре отступился под давлением областных руководителей культуры и «кураторов» из обкома партии. Им показалось, видите ли, что писательница очерняет процветающую советскую деревню, опошляет образ смоленского крестьянина.
Между тем опубликованная «Печка на колесе» заинтересовала Театр им. Моссовета. Нину Семенову пригласили в Москву, там начались репетиции. Когда время приблизилось к премьере, труппа актеров пожелала окунуться в смоленскую глубинку — поговорить с реальными героями, подышать воздухом глубинки, хотя бы в какой-то мере познать уклад деревенской жизни. Писательница жила рядом с поселком Даньково, центральной усадьбой починковского колхоза «Заря», хорошо знала его председателя Александра Игнатенкова. С ним и договорилась о приеме артистов.
Александр Сергеевич, человек широкой натуры, обязательный и внимательный, встретил московских гостей радушно. Помимо всего прочего, что принято у хлебосольного хозяина, он познакомил актеров с доярками, механизаторами, пенсионерами, показал все хозяйство. Сам водил их по фермам и подробно рассказывал, как что делается и для чего. Коснулся даже таких технологических нюансов, о которых, может, и не следовало говорить. На ферме искусственного осеменения какой-то дотошный артист, увидев среди большого стада коров нескольких быков, спросила: они-то зачем здесь?
— А для того, чтобы коровам кое о чем напомнить, — бесхитростно ответил Александр Сергеевич. — У нас применяется та же технология, что и в развитых странах. Быка пускают в коровьи стада, которые готовят к искусственному осеменению, не для исполнения прямых природных обязанностей, а чтобы настроить коров на принятие элитного семени. Чтобы они, как у нас выражаются, в охоту вошли…
Эта экскурсия, устроенная А. Игнатенковым для московских артистов, имела неожиданное продолжение. В день премьеры спектакля «Печка на колесе» в фойе театра были выставлены предметы крестьянского быта, снопы льна, ржи, ячменя и других зерновых культур, а также картины и фотографии на сельские темы. Помимо того, из репродукторов лились русские народные песни, лирические мелодии и… слова Александра Сергеевича Игнатенкова о коровах, что «в охоту вошли», и прочие его пояснения (кто-то из артистов записал его рассказ на магнитофон). Режиссер спектакля полагал, что пришедший на премьеру столичный бомонд таким образом можно настроить на определенную волну восприятия своеобразной пьесы на деревенскую тему. <…>
Фрагмент статьи Натальи Егоровой «Печка на колесе» в газете «Завтра» (1996 г.):
<…> На фамилию Семенова вся страна оборачивалась с веселой улыбкой: «А, Нина Семенова! Знаем! Это же «Печка на колесе!» Искрометная, талантливая «Печка на колесе» прокатилась шумным балаганчиком по стране, покорила по пути ни во что не верящую Москву, надменный Питер, златоглавый и тогда еще казавшийся русским Киев, объехала много стран и завершила свое триумфальное шествие на подмостках японских театров. Чем привлекла эта работа внимание русской и зарубежной публики? Банальным, неприукрашенным русским горем. Смешным — до умопомрачения. Смешным и горьким, как все, о чем писала Нина Семенова.
Давайте хотя бы сегодня отвернемся от мутного экрана телевизора и окунемся в своеобразный и яркий мир семеновских пьес. Внимание! Занавес! Да какой там занавес — занавеска, сшитая из потрепанных, затоптанных, но все еще ярких лоскутов русского бытия. На сцене — комедия-лубок. Вековечная русская деревенская разруха.
Посреди пустынного поля стоит хата, посреди хаты — печка на колесе. Хлопочет вокруг нее доярка Фрося. Муж у нее пьет так, что только этой самой печки из дома вынести не может. А на печке — дети. Да так их много, да такие они маленькие, что одно им название — «черепки». Проплывают тихие прозрачные тени деревенских старух. Пьяные мужички растаскивают на части то трактор, то сельсовет. Как гром с неба, падают на вымирающую деревню обкомовские демократы и тут же растворяются без следа в веселом до слез пьяном русском карнавале.
Именно — карнавале. Редкое для сегодняшнего дня владение народной смеховой культурой резко выделяло Нину Семенову среди всех современных драматургов. Не передергивание, не ерничанье, не «сарказм», не злобная, выскочившая из глубины замутненной души насмешка — нет, здесь стихия доброго, безоглядного, все преображающего карнавального смеха. Смеха древнего и молодого, как сама Русь. <…>