16+

Победительница

Драма
1989
106 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Фильм-спектакль по одноименной пьесе Алексея Арбузова.

Из книги М.И. Громовой «Русская драматургия конца ХХ — начала XXI века» (2009 г.):

«Пьеса Арбузова «Победительница» не случайно имела рабочее название «Таня-82». Ее героиня Майя Алейникова, процветающая деловая женщина, по существу, «анти-Таня», так как превыше всего в жизни ставит свое дело и на пути к достижению цели не останавливается ни перед чем.

По жанру эта пьеса представляет притчу-исповедь женщины, которая, «земную жизнь пройдя до половины» (наступательно, победно, достигнув высот карьеры и всеобщего одобрения своей «чисто мужской хватки»), вынуждена признать эту свою жизнь «проигранной». На пути к «вершине» Майя (третий человек в институте, в руках которого сосредоточены все административные дела) в погоне за «синей птицей» удачи растоптала, предала любовь Кирилла — самое дорогое, как оказалось впоследствии, в ее жизни. Едва не разбила семью своего учителя Генриха Антоновича, не любя его, а исключительно из желания «подстраховаться», укрепить свои позиции. Из карьеристских соображений отказалась иметь ребенка, совершить «лучший поступок женщины на земле». Она не умеет любить, не умеет дружить, неизменно подчиняя окружающих своей эгоистической воле, не считаясь с их личностью.

Воспоминания о Кирилле прерывают диалоги героини с людьми из нынешнего ее окружения, в обществе которых она отмечает свой сорокалетний юбилей: Зоей, Полиной Сергеевной, Игорем Константиновичем, Марком. Она виновата перед ними всеми, но перед Кириллом больше всего, и память неотступно казнит ее за давнее предательство. «Я думала, что и не вспомню его никогда, а теперь…». Каждый из персонажей дает ей почувствовать, что «жестокие игры» неизменно отзываются на судьбе «игрока». «Не огорчайтесь, — не без иронии замечает Игорь Константинович на признание Майи в ее неспособности к кулинарии. — Нельзя одерживать победы на всех фронтах сразу». Полина Сергеевна напоминает Майе, что когда-то она действовала жестоко, но в расчете по крайней мере «небеса штурмовать», то есть из увлечения высокой наукой, а вылилось все в удовлетворенность административной властью. Но резче всех бьет по ее честолюбию и нынешним триумфам Марк Шестовский, журналист, с которым она захотела вдруг однажды «отдохнуть» от жизненного марафона, построить «тихую пристань» и чья любовь к Майе была преданной и молчаливой. Он не может ей простить, что она отказалась родить ребенка только потому, что «назревали события в институте». <…> Марк первый и единственный прямо и недвусмысленно говорит ей о том, в чем она в течение двадцати лет боится признаться себе: она предала Кирилла. «Как легко и просто ты расправилась с этим мальчиком. Но так и не призналась себе до конца в преступлении. А оно было совершено!» И если Майя где-то, иронизируя над своими победами («все одерживаю победы, все одерживаю…»), еще как-то щадит себя (не пригласила на свой юбилей из всех свидетелей своей карьеры лишь Кирилла), то Марк достаточно беспощаден, начисто снимая со слова «победительница» его прямой, неиронический смысл: «Неясно только, к чему ты затеяла этот юбилей. Что хотела доказать? О каких доблестях жизни собиралась поведать? Что ты стала деловита и смекалиста? И что твой женский ум почти не уступает нынче мужскому разуму? И в делах административных нет тебе равных? Какое великое достижение — наконец-то перестать быть женщиной!» <…>

Автор, как никогда, суров к своей героине. Когда-то она предпочла «золотую карету» вместо той жизни, о которой мечтал Кирилл: «Обещаю тебе неспокойные дни — горе и счастье, радость и печаль». Теперь бы она многое отдала, чтобы вернуть прошлое. Но…<…> она безнадежно опоздала на давно назначенное свидание с Кириллом. Да оно и не могло состояться: Кирилл погиб».

Великий советский сказочник Арбузов принес в театр новую пьесу «Победительница», в которой Владимиров предложил мне главную роль. Прочитала и пришла в ужас: не героиня, а монстр какой-то, я вообще не понимала, как к ней подступиться. Но на семейном совете мы решили: «Если уж падать, то с большой высоты».
Главная роль в театре — это страшно. Драматической актрисой я себя совершенно не ощущала. Но Игорь Петрович выстроил спектакль так, чтобы не ущемлять мою индивидуальность, проявлял огромное терпение, помогал на репетициях. В итоге «Победительница» шла с аншлагами, мы играли ее даже на стадионах, публика валом валила, чтобы посмотреть на живую «рабу любви».
Елена Соловей, актриса
В ролях: Елена Соловей, Лариса Леонова, Кирилл Датешидзе, Светлана Письмиченко, Андрей Данилов, Анна Мазур, Илья Варухин, Сергей Кушаков, Анна Алексахина и другие
Режиссеры: Игорь Владимиров, Ольга Соковых

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна