Пойдем в кино?
Из статьи Марины Вороненко «Письмо из сороковых» в журнале «Театральная жизнь» (1978 г.):
«Плавно закружил снег, увлекая своим вихрем прохожих, и сцена представляется нам зимним парком, где в вечерних сумерках слышатся отзвуки знакомой мелодии. Где-то в глубине за деревьями мерцают окна домов… Так начинается спектакль Московского театра юного зрителя «Пойдем в кино?» А. Алексина в постановке Юрия Жигульского.
Сценический круг, вращаясь в такт снежного танца, переносит нас в комнаты главных героев пьесы: Тараскиных, Георгия Степановича или же Клавдии Емельяновны. Для оформления В. Талалая характерно подробное бытописание — каждая из комнат обладает вполне достоверной обстановкой, решена в определенной цветовой гамме. Но режиссер не ставит границ между местами происходящих действий. Герои могут, переступая порог дома, оказаться в зимнем парке. Вращающийся круг соединяет воедино заснеженные улицы и уютные квартиры. Тем самым создается по-особому поэтическая атмосфера действия.
Все события, собственно, и разворачиваются в замкнутом пространстве этого круга. Судьбы героев причудливо переплетаются, сталкиваются, благодаря различным жизненным обстоятельствам.
История первой любви восьмиклассника Андрея к девочке Лиле — завязка конфликта.
«Пойдем в кино», — умоляет Андрей. (В. Бучменюк) свою ровесницу. Желание это отнюдь не продиктовано пристрастием к кино, а звучит как объяснение в любви. Для достижения этой цели Андрей идет «абсолютно на все».
Десятиклассники — они всегда в школе вне конкуренции, особенно же красивый и высокий Гладышев (О. Чайка). Его герой вполне современный «джинсовый» молодой человек, не страдающий «комплексом излишнего интеллекта», но ловко оперирующий набором цитат из классических произведений. И, конечно же, «начитанный» десятиклассник берет верх над беспомощным, но искренним Андреем. В кино Лиля (О. Кулиева) пойдет с Гладышевым. Но оказывается, что для Андрея это уже не будет столь важным. «Любить можно только достойного любви», — к этому выводу он приходит не сам по себе. Причиной истинного разочарования парня в Лиле станет событие, определяющее весь дальнейший ход действия пьесы.
«Авторы самых необычайных сюжетов — это не писатели, не фантасты, а житейские обстоятельства», — говорится в пьесе. Именно благодаря «стечению обстоятельств» Андреем будет найдено письмо из далеких 40-х годов. Его автор, дядя Андрея, погибший позднее на фронте, объясняется в любви своей однокласснице. В этом письме Андрей находит так много сходного со своей ситуацией. Письмо адресовано некой Клаве, а на поверку — Марьяше: так мать Лили сама в школьные годы переиначила свое имя. Имя Клава казалось ей некрасивым.
Именно от матери Лиля позаимствовала независимость поведения и житейский практицизм. Марьяша, поймет Андрей, недостойна этого искреннего, чистого объяснения в любви. «Ведь радость нужно дарить тому, кто нуждается в радости».
Именно с этими словами связано появление Клавдии Емельяновны (Н. Киндинова), которой в пьесе Алексина принадлежит основная роль. «История повторяется», — скажет Клавдия Емельяновна, задумчиво всматриваясь в портрет Володи. Когда-то давно она была влюблена в этого своего одноклассника и совсем как Андрей, застенчиво потупив глаза, предлагала ему: «Пойдем в кино», — словно доверяя ему самую сокровенную тайну.
Тридцать лет одиночества — пожалуй, самое яркое проявление верности погибшему на войне Володе. Портрет на рояле, вырезанный из классной фотографии, тетрадка стихов — вот, наверное, и все воспоминания о своей юности. Она несет в себе это прошлое как право на мечту, мечту о своей так и не состоявшейся любви.
Н. Киндинова создает в спектакле свой поэтически вымышленный мир. Ее героиня — женщина с «чудинкой», неудачливая в личной жизни, которая в душе так и осталась десятиклассницей. Игра актрисы порой доходит до эксцентрики — взбалмошный жест рукой, угловатость в движениях и постоянная окрыленность в словах и поступках.
Атмосфера, окружающая Клавдию Емельяновну, подчеркивает ее внутреннюю одухотворенность: большой рояль, портреты композиторов, уютно расположившиеся на стене, еле слышные звуки классической музыки… И в этот, казалось, поэтически обособленный мир, так стремительно врывается Андрей с письмом «из прошлого». Как много изменило это случайно найденное в запыленном томе энциклопедии письмо, содержавшее в себе объяснение в любви, так и не дошедшее до своего истинного адресата. Оно буквально перевернуло жизнь Клавдии Емельяновны, оно заставило Андрея понять истинность человеческих отношений, совершить первый в жизни осознанно благородный поступок — отдать письмо не Марьяше, а Клавдии Емельяновне. <…>
Итак, Андрей не пойдет с Лилей в кино. Но он, а вместе с ним и зрители, сочувствующие герою в его желании разобраться в людях, понял, как важно уметь отделить поверхностное в человеке от глубинного, что составляет его суть.
Проблемы становления характера молодого человека, преемственности поколений воплощены автором пьесы и режиссером психологически убедительно, тонко и поэтически. А внимательное отношение к сложному внутреннему миру подростка в сочетании с добрым мягким юмором делают спектакль «Пойдем в кино?» интересным и поучительным как для юных, так и для взрослых зрителей».