Пощечина
Телеспектакль Московского театра сатиры по одноименной сатирической пьесе Сергея Михалкова. Премьера состоялась в июне 1974 года.
Фрагмент статьи И. Вишневской «Сатирический театр Михалкова» из книги С.В. Михалкова «Театр для взрослых» (1979 г.):
<…> «Одна из последних сатирических комедий Михалкова «Пощечина» — самая, если можно так сказать, спокойная его пьеса, выдержанная в сугубо реалистических тонах. В ней нет ни преувеличения, ни гротеска, ни символики, ни аллегории: все просто, буднично; сатира здесь живет в формах самой жизни. Но тем не менее сатирический запал этой комедии нисколько не меньше, нежели сатирический запал других пьес, или, скажем словом самого Михалкова, других его «фитилей».
Пристальное изучение жизни как она есть дает наряду с материалом положительным и материал отрицательный, и поэтому выступавший здесь как бытописатель Михалков улавливает и добрые, и злые начала быстро движущейся жизни.
Старый заслуженный врач дает пощечину молодому своему ученику, берущему взятки за медицинскую помощь. Казалось бы, негуманно — пощечина! Недостойно это воспитанного, интеллигентного человека. Но именно так, при помощи пощечины можно обратить внимание на зло, обратить внимание так, чтобы все вздрогнули, как от пистолетного выстрела. И хотя сатира в этой пьесе не остранена гротеском, она все же оглушительна. Оглушительность, внутренняя гипербола возникает в этой комедии от сочетания самой доброй, самой гуманной в мире профессии с самым ужасным, самым варварским, самым нетерпимым злом — взяткой, принижающей человеческое достоинство. Врач, берущий взятку, — уже сам по себе фигура сатирическая, достойная осмеяния, достойная гнева комедиографа. <…>
Это у Маяковского учится Михалков умению так звонко хлестать по щекам пороки, рожденные не вчера, не когда-то, а именно сегодня; так звонко хлестать эти пороки, что и сама пьеса о них называется «Пощечина».<…>
Фрагмент из книги И. Вишневской «К юбилею Театра сатиры» (1975 г.):
<…> «Мало приходит в театр современных советских драматургов. В этом смысле представляется заслуживающим особого упоминания такой радостный факт, как возвращения в Театр сатиры Сергея Михалкова, пьесу которого «Пощечина» недавно поставили В. Плучек и Л. Эйдлин. Но все же это едва ли не исключение в последние годы. Важна, конечно, не статистика; существенно другое — активное вмешательство Театра сатиры в проблемы современности, активное участие в формировании характера поколения. А это возможно только через современную пьесу.
Георгий Менглет: «Так в чем же секрет Плучека?.. Секреты его спектаклей надо еще отгадывать и изучать. Не рискую влезать в его «кухню», ибо уверен, что сие «тайна за семью печатями», которая именно и отличает режиссера Плучека от всех других режиссеров.
Знаю только, что на репетиции с кем-нибудь другим актеры часто говорят: вот придет Плучек и «что-то» внесет. И это «что-то» вливает в жилы спектакля кровь. Его спектакли никогда не бывают скучными. Некоторые же режиссеры чувствуют себя растерянными перед массой. Пока на сцене два-три актера — тут тебе и психологизм, и ансамбль, и убедительность, но не дай бог их больше…
Плучек владеет искусством разбросать массу и ритмически, и мизансценно».