16+

Про Ивана-не Великана

Мелодрама
1981
127 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

По сказке В. Коростылёва «Король Пиф-Паф, или Про Ивана не великана» в постановке театра им. Вахтангова.

Свою чудесную историю писатель Вадим Коростылёв придумал, взяв за основу известный сказочный сюжет.

И, хотя «Про Ивана не великана» была написана для детей, наполнена она гораздо большим смыслом, чем кажется.

«… — Постой! — вдруг вскочил Чудовище. — Мне на ум пришла чудовищная мысль: зачем мне становиться человеком? Стань лучше ты Чудовищем! Это ведь не так трудно…

… — Ты знаешь, что в характере людей превращаться в чудовищ. Слушай, Ваня… Это неправда, что все мы страшилища! Посмотри на меня. Ну?.. Твое лицо останется твоим лицом, никто ничего сразу и не заметит. Только один раз заставь себя равнодушно посмотреть на чужую беду, только один раз равнодушно пройди мимо человеческих слез, только один раз…

…– Только однажды случайно раздави птенца, выпавшего из гнезда, и не обрати на это внимания, а дальше все придет само собой: ты станешь Равнодушным! Я буду тянуть отовсюду соки, а ты не будешь этого замечать. А?.. Ты станешь еще чудовищнее, чем я, но я согласен: вдвоем мы будем всемогущи. Ага! Ты побледнел, в глазах твоих сверкнули огоньки тщеславия — о, как мне это знакомо! Тщеславие и жажда всего — вот начало чудовищного в людях! Соглашайся, и нам не надо будет сейчас сражаться …»

Марина Коростылёва, дочь писателя, театровед:

«Реальная, даже обыденная жизнь и чудо с волшебством сопутствуют друг другу и в сказочных пьесах, и в киносценариях Вадима Коростылёва.

А началось это так. Чуть-чуть биографии. Родился 3 августа 1923 года в Москве. В детстве сочинял стихи по дороге в школу, а порой даже и на уроках. Очень любил театр. В четырнадцать лет пошел поступать в актерскую студию к самому Станиславскому. Тот, отметив необыкновенный голос юноши, дал распоряжение своей сестре, тоже режиссеру: когда мальчик подрастет, возьми его к себе. Так и случилось: после школы Вадима приняли в театральную студию Станиславского и вскоре он был занят в спектакле «Ревизор».

Когда началась война, сразу записался добровольцем в комсомольский батальон. До того как отправить на фронт, необученных мальчишек послали копать окопы под Ельней. Там они и попали в страшную кровавую бойню. Тогда мало кто выжил. Вадиму, можно сказать, повезло. Он был «только» тяжело контужен. Два года его лечили, а потом все-таки комиссовали по состоянию здоровья.

Оставаясь в Москве, в 1943 году Вадим поступает на поэтическое отделение Литературного института, где тогда, в первой половине сороковых годов, кипели довольно бурные литературные страсти.

Подошла к концу война. И Коростылёв принял решение: коль судьба не дала ему повоевать, он все равно наверстает упущенное. На последнем курсе он уходит из института и уезжает в Арктику, где два года руководит одной из зимовок Карской научно-промысловой экспедиции. Продолжает писать стихи и в 1947 году приезжает в Москву на Всесоюзное совещание молодых писателей как делегат Крайнего Севера.

Новогодняя комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» сделала Коростылёва знаменитым: «И улыбка, без сомненья, вдруг коснется ваших глаз…» — распевала вся страна.

В 1955 году Олег Ефремов поставил в Центральном детском театре озорной и веселый музыкальный спектакль Коростылева и Львовского «Димка-невидимка». А в 1957-м в ТЮЗе Ролан Быков выпускает полную эксцентрики постановку по пьесе Коростылева «О чем рассказали волшебники». Спектакль получил множество всяких премий, в том числе и международных. Эти спектакли стали режиссерскими дебютами и Ефремова, и Быкова. Потом случилось так, что один из режиссеров-«волшебников» — Ролан Быков — ушел работать в кино, и тогда Коростылёв пересочинил эту сказку для кинематографа. А песенка из «Айболита-66» стала негласным гимном советской интеллигенции: «Это очень хорошо, что нам очень плохо!!!»
Однажды писателя спросили: «Как вы пришли в сказку?» — «Да кто его знает, как это происходит, — ответил он. — Мне просто захотелось сказок!»

И действительно, драматург заселяет свои пьесы и сценарии не только влюбленными да властителями сказочных царств. В них активно действуют обезьянки, собаки, птицы, мыши. Но не только этот звериный мир очеловечивается. Души деревьев и грибы, сорняки и цветы, а также куклы, пузырьки из-под чернил, подземные минералы — вся эта разнообразнейшая сказочная братия имеет совершенно живые человеческие характеры: они умеют любить и ненавидеть, приходить на помощь или предавать ближних своих… В общем, все как у людей».

В ролях: Елена Измайлова, Вероника Васильева, Александр Галевский, Елена Коровина, Михаил Семаков, Екатерина Тимофеева-Березина, Екатерина Райкина, Андрей Ярославцев, Евгений Шершнев, Вера Новикова, Александр Жеребцов, Елена Ивочкина, Анатолий Меньщиков, Владимир Пичугин, Владимир Коваль, Василий Ермаков, Владимир Вихров (II) и другие
Режиссер: Светлана Джимбинова

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна