Разлом
Телеспектакль по одноименной пьесе Бориса Лавренева.
Из книги А.Д. Попова «Творческое наследие. Воспоминания и размышления о театре. Художественная целостность спектакля» (1979 г.):
<…> «Разлом» — пьеса, при постановке которой любой театр всегда держит экзамен на подлинную ансамблевость и мировоззренческую зрелость коллектива. Она так построена и написана, что снимает подчас пышные режиссерские декларации и обнажает недостаток серьеза в отображении революционного народа.
Отгремела Гражданская война, над Страной Советов загорались огни первой пятилетки социалистической индустрии. Молодая советская драматургия откликнулась на великий план индустриализации десятками пьес. <…>
Переключение внимания с семейной драмы в квартире капитана Берсенева на становление революционного сознания судового коллектива на корабле было для меня самым важным режиссерским решением в этом спектакле. Он ставился к десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Б. Лавренев в эту знаменательную дату хотел вернуться в своей пьесе к историческим дням, подготовившим великий социальный переворот.
В пьесе отображены отдельные представители революционной Балтики, сыгравшей важную роль в разгроме Временного правительства, с которыми вошел в контакт честный патриот, командир корабля Берсенев, но ему противопоставлено реакционное морское офицерство.
Старая машина буржуазного государства разваливается, общественные устои рушатся. В пьесе мы чувствуем разлом на корабле, в семье и в сознании офицерства. В данном случае название пьесы выражает эмоциональное зерно, что бывает довольно часто и чем не может пренебрегать режиссер.
В народных сценах «Разлома» необходимо было раскрыть в действии революционные силы во флоте перед Октябрем, то есть отобразить лицо матросской массы в июльские дни. <…>
Фрагмент интервью Алены Карась с Владимиром Андреевым «Андреев в Театре Ермоловой» в «Российской газете» (2006 г.):
Владимир Андреев: «Знаете, и когда я ставил спектакли открыто-социальные, я больше интересовался проблемой отношений: соединения любящих или развалов, расколов. Был такой удивительный автор — Борис Лавренев. В свое время я ставил его «Разлом» именно об этом — о семейном разладе на фоне разлома страны. Ведь сегодня эти отношения иногда доходят до смертоубийства… До сих пор я вспоминаю фразу Лавренева: «Довели народ до неистовства и теперь расплачиваются за это». Иногда смотришь новости и думаешь: те, кто ведет нас сегодня, кто «владеет» нами, задумываются ли о том, как накапливается русский бунт, «бессмысленный и беспощадный»?
Я всегда так называемые гражданские вещи ставил с сердечным прицелом, и судьбы, отношения людей выходили на первый план».