Ревю на ниточках
В середине 60-х в СССР шел чехословацкий фильм-спектакль «Ревю на ниточках», посвященный театру выдающегося чешского кукольника Иозефа Скупа и его героям, в том числе Гурвинеку.
Сатирический спектакль кукол-марионеток Театра Спейбла и Гурвинека (Чехословакия) на русском языке. Съемка центрального телевидения с экрана кинескопа.
Фрагмент из книги А. Карановича «Мои друзья — куклы» (1970 г.):
«Среди героев кукольной мультипликации выделялся лопоухий мальчик интеллигентного вида — Гурвинек. Его появление на страницах наших детских журналов было явным проявлением хрущевской оттепели. Ведь именно таких пай-мальчиков жестоко высмеивали в советской литературе, противопоставляли им идейных и трудолюбивых пионеров. Но Гурвинек сразу же покорил всех своим трогательным обаянием. Не случайно официальная советская культура приняла его в элитарный «Клуб веселых человечков».
Создал Гурвинека выдающийся чешский кукольник Иозеф Скупа. Он прожил большую и интересную жизнь, в которой была и трагедия войны (Скупа был узником концлагеря), и мучительные поиски своего пути в искусстве, но главным все же было создание своего кукольного театра, снискавшего мировое признание. Вместе со своей женой Скупа выводил на сцену придуманных им деревянных актеров и своими остроумными спектаклями дарил детям счастливые мгновения радости.
Дети заразительно смеялись над забавными диалогами между Гурвинеком и его папой Спэйблом. В самой смешной сцене Гурвинек не хочет садиться за рояль, так как больше любит играть с друзьями, а Спэйбл мягко его уговаривает, повторяя нараспев слово «пожалуйста».
Чехословацкая анимация быстро прижилась в СССР. И это понятно, ведь Гурвинек и его друзья разыгрывали на киноэкране эпизоды, которых по разным причинам не было в нашей детской литературе. Диснея приняли сразу. А вот к кукольной мультипликации Чехии зрители долго привыкали. Неплавное движение на экране деревянных и пластмассовых кукол производило завораживающее впечатление. Зрители сразу поняли: перед ними что-то импортное, пришедшее из другого мира… Знаменитый чехословацкий фильм «Ревю на ниточках», посвященный театру Скупы и его героям, в том числе и Гурвинеку, собрал огромную зрительскую аудиторию и стал классикой мирового развлекательного кино.
Смена культурной парадигмы, характерная для хрущевской эпохи, затронула детское кино, и чеканные образы пионеров, созданные А. Гайдаром, уступили место более человечным и добрым персонажам. Гурвинек часто появлялся на страницах наших детских изданий, так как входил в «Клуб веселых человечков». Этот престижный клуб создавался с любовью и уважением к малышам, поэтому он и выделялся на фоне общего патетического стиля, царившего в советской детской периодике.
Рядом с Гурвинеком в хороводе веселых человечков были Буратино, Чиполлино, Незнайка, Дюймовочка и Самоделкин (представлявшие, соответственно, Чехословакию, Италию, Россию и Данию). Журнал ЦК ВЛКСМ «Веселые картинки» был настоящим мостиком между чешской и советской культурой. Ведь в этом журнале помимо других интересных материалов печатались красочные раскадровки из чешских мультфильмов, которые были украшением и гордостью почти каждого номера.
Детям полагалось иметь портреты любимых героев (не здесь ли коренятся зачатки будущей фанатской культуры начала третьего тысячелетия), и нередко на странице «Веселых картинок» появлялся большой — на полстраницы — портрет одного из членов клуба, нарисованный специально для этого номера журнала. Эти изображения веселых человечков предназначались для вырезания и сохранения. Гурвинека всегда рисовали либо в манере В. Сутеева, либо в стиле популярных некогда в СССР многоцветных чешских подарочных книг с акварельными иллюстрациями.
По своей композиции эпизоды из жизни Гурвинека и Спэйбла походили на комиксы. Этот жанр у нас тогда не признавали, но ведь можно было использовать другой термин, например, рассказ в картинках. По крайней мере, от него не веяло ничем западным. Так и стали называть публикуемые в «Веселых картинках» подборки кинокадров из чешских кукольных фильмов — первые советские кинокомиксы для детей. Гурвинек был главным героем этих киноновелл. Через них в СССР пришел такой, например, новый жанр, как рождественская киносказка (абсолютно невозможная в СССР разновидность сказки, появившаяся у нас лишь благодаря существованию на земле ЧССР). В одной из таких сказок Гурвинек шел в лес пилить елку и встречался там с лесником, запрещающим это делать. Находчивый Гурвинек попытался выдать поход за елкой за обыкновенную прогулку по лесу (кстати, элементы плутовского романа дети тоже отчасти усваивали через приключения Гурвинека). Сказка заканчивалась хорошо. Цветные кадры были напечатаны довольно качественно, и у малышей возникала иллюзия просмотра фильма. Журнал «Веселые картинки» стал для советских детей настоящим окном в чешскую сказочную культуру».