Насмешливое мое счастье
Из книги Ю.С. Рыбакова «Театр имени Евг. Вахтангова, Москва. Пятьдесят сезонов. 1921–1971»:
««Насмешливое мое счастье…» Эта фраза, в которой звучит тихая грусть, принадлежит Антону Павловичу Чехову, главному герою пьесы Л. Малюгина. Пьеса построена на письмах и воспоминаниях А.П. Чехова, его сестры Марии Павловны, его брата Александра, Максима Горького, друга семьи Чеховых Лики Мизиновой и актрисы Художественного театра, жены Чехова, Ольги Леонардовны Книппер.
Автор, а вслед за ним и режиссер А. Ремизова внимательно прослеживают небогатую внешними событиями, но напряженную духовную жизнь А.П. Чехова, ту цепь внутренних преодолений, которые формировали великого писателя, его личность, его талант, его гражданское чувство.
А.П. Чехова играет Юрий Яковлев. Им очень чутко угадан внутренний смысл образа. По тонкости и благородству, по умному проникновению в духовный мир писателя, по особой актерской отрешенности от всякого театрального эффекта это одна из лучших ролей актера.
В спектакле показаны те отношения, которые возникали и устанавливались у Чехова с самыми близкими людьми, и из них самые мучительные и сложные — с Ликой Мизиновой, образ которой с большой драматической силой создает Юлия Борисова».
Фрагмент из книги И.Л. Сергеевой и М.Р. Литвина «Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913–1996 год»:
«В роли Трилецкого по-новому открылся Ю. Яковлев. С пленительной тонкостью он играл кутилу и талант — характер, в котором очень по-русски смешались детская непосредственность, лень, доброта и эгоизм. Яковлев в этом спектакле создал тот тип чеховского интеллигента, в котором важен ум и все оттенки сомнений, неприкаянность, нервность и постоянное чувство вины. Став сложнее и жестче, этот образ вернулся на вахтанговскую сцену, когда в 1965 году Ремизова поставила пьесу Л. Малюгина «Насмешливое мое счастье», а Яковлев сыграл роль Чехова.
Этот спектакль, построенный на основе реальной переписки Чехова с близкими, требовал и от режиссера и от исполнителей особой интеллигентности и чувства такта. Яковлев строго, жестко и нежно играл печальный сюжет об одиночестве великого писателя. Рядом с ним возникала чудесная Лика Мизинова — Ю. Борисова, — трогательная и беззащитная красавица с насмешливым и острым умом. Одну из лучших своих ролей — брата Чехова, Александра Павловича, сыграл А. Кацынский. Это был сложный характер человека, растратившего талант и находящего силы лишь для горькой самоиронии».
Виталий Вульф о Юлии Борисовой. Из интервью к юбилею актрисы в газете «Труд» (2005 г.):
<…> «Когда в 70-х годах появился спектакль «Насмешливое мое счастье» Малюгина по письмам Антона Павловича Чехова и Лики Мизиновой, то вся Москва ходила смотреть на необыкновенную пару: Юлию Борисову и Юрия Яковлева. Я терялся в догадках, каким образом Юлии Константиновне удалось передать незнакомую ей эпоху, манеру держаться, разговаривать. <…> С той поры образ Лики Мизиновой и актрисы Юлии Борисовой слились для меня воедино». <…>
Борисова любит импровизировать на сцене, «хулиганить». Скорее всего, это пошло от принцессы Турандот. Получив эту роль как эстафетную палочку от великой актрисы Цецилии Мансуровой, Борисова так на всю жизнь и осталась загадочной принцессой, хотя, казалось бы, годы должны были изменить ее. Но как можно изменить наивного и чистого человека, для которого самое главное в жизни — семья, муж, сын, внуки? <…>
Наблюдая за ней, я всегда поражался одному ее качеству: за кулисами она выглядит усталой, озабоченной, у нее плохое настроение, одним словом, к ней не подходи. Но вот Борисова делает шаг на сцену, и… лицо ее мгновенно преображается, широко распахнутые глаза излучают свет, она сама легкость, доброта, и все это летит в зрительный зал, и уже никому не скрыться от ее чарующего обаяния». <…>
Фрагмент из книги Л.И. Касьянова «Юрий Яковлев» (1988 г.):
«Юрий Яковлев, умевший играть и весело, и трагично, любивший перевоплощаться, больше всего ценил русскую классику. Он прочел все о Чехове и жалел, что «лень-матушка» не позволила ему написать книгу о любимом писателе: «Получилось бы пособие для актера, который когда-нибудь будет играть в чеховских пьесах или его самого». Чеховских героев Яковлев многократно играл в театре, кино и на телевидении, а «его самого» — в спектакле Александры Ремизовой «Насмешливое мое счастье» (1965). Так получилось, что в «глазах князя Мышкина» одновременно светилась чеховская интеллигентная и ироничная грусть. <…>
«Насмешливое мое счастье» — во многом определяющий спектакль в творческой судьбе актера. Роль Антона Павловича Чехова была крайне важна для Ю.В. Яковлева: «Чехов занимает в моей жизни едва ли не самое главное место. Его принципы, мировоззрение, отношение к людям, писательству — все это мне чрезвычайно близко. И если есть пророк в своем отечестве, то в моем отечестве это место занимает Чехов». <…>
Из интервью с Юрием Яковлевым в газете «Воронежский курьер» (2010 г.):
<…> «Посудите сами, куда мы без Чехова? И кто бы мы были, не будь его произведений? Приятно, что его юбилей не забыли. Антон Павлович абсолютно современен и актуален. Нет ни одного театра в России, где бы не ставили пьесы Чехова. И не только в нашей стране он популярен, но и во многих театрах зарубежья. <…> Сегодня наше искусство, на мой взгляд, держится на трех китах — Достоевский, Лев Толстой и Чехов. Хочу подчеркнуть, что Чехов особенно. Эти имена были, есть и будут всегда. Посмотрите российскую прессу, и вы убедитесь в том, что Чехов сегодня востребован так, как никакой другой автор. <…> Имена героев Антона Павловича будут всегда звучать в умах и сердцах каждого русского человека. Я уж не говорю о себе, поскольку посвятил свою жизнь Чехову. Для меня это незыблемое имя, для меня он так ясен и понятен во всем. Посмотрите на себя, и вы увидите, что в каждом из нас есть черты чеховских героев. Есть мысли писателя, его чаяния. Всегда, в любые времена, его творчество найдет отклик и отражение в людских душах. Для меня эта тема не поддается сомнениям». <…>