Таблетку под язык
Спектакль Театра сатиры по пьесе белорусского драматурга Андрея Макаёнка «Таблетку под язык» хоть и называется «комедия», посвящен очень серьезной в 70-е годы проблеме — оттоку молодежи из села в город. Недаром драматург уточнил: «комедия-репортаж». Автор пьесы не просто обозначил проблему, но попытался разобраться в причинах ее возникновения.
Дело происходит в большом колхозе (судя по говору персонажей, это белорусский колхоз), в напряженный для крестьян период посевной. Председатель Каравай разрывается между несколькими делами. То агент-прохиндей оформил договоры на закупку картошки по невыгодной для колхоза цене, то на мясокомбинате попытались занизить цену на колхозных коров. Не хватает рабочих рук, колхозникам приходится работать в режиме аврала. Но такой уж человек Каравай — даже в напряженный период не считает возможным отмахнуться от просьб и вопросов личного свойства. Молодые парни и девки просят отпустить их в город — вот беда! В колхозе им скучновато. Зимой практически нечего делать. Нет перспективы прожить жизнь интересно. А в городе — техникумы, кино, музеи. Каравай понимает молодежь, даже сопроводительные справки выписывает отъезжающим, но переживает из-за дела. Фронт посевной оголяется. К концу дня все чаще приходится Караваю кидать под язык таблетку валидола…
Но пьеса Макаёнка хоть и проблемная, все-таки правильная советская пьеса. Есть в ней персонажи несознательные, эгоистичные, а есть — хорошие, любящие село. Например, молодой инженер Василий. Он выучился в городе и собирается вернуться в родной колхоз, строить здесь фабрику, чтобы удерживать людей дома. Его мать-учительница против. Она хочет, чтобы ее талантливый сын сделал в городе большую карьеру. Но Василий, к радости председателя, намерен остаться. А еще в колхоз вдруг приезжает по распределению юная библиотекарь Вера. Она сама выбрала такой пункт назначения. Значит, есть и среди молодежи сознательные люди, энтузиасты села!
Театр сатиры бросил на постановку пьесы А. Макаёнка лучшие силы. Конечно, трудно сказать, что Георгию Менглету в роли председателя Каравая веришь безоговорочно… Скорее, он создал условный образ человека мудрого, предвидящего опасности. А вот Анатолий Папанов в роли деда Цибульки очень убедителен! Актера состарили с помощью грима и парика, а сам он замечательно освоил повадку лукавых деревенских старожилов. Вальяжному Александру Ширвиндту в очередной раз выпало сыграть любимца фортуны — городского чиновника, посланного уговорить Каравая на новые свершения. Вера Васильева занята в одном, но чрезвычайно важном эпизоде. Она сыграла мать инженера Василия. Ее героиня пришла к председателю просить его отступиться, не зазывать ее сына в колхоз. И заодно поворчать по поводу секретаря Каравая Светланы, ее потенциальной невестки. Светлану сыграла еще одна звезда тогдашнего Театра сатиры Екатерина Градова.