Сильфида
Спектакль Михайловского театра поставлен по хореографии Августа Бурнонвиля.
Дирижер Павел Бубельников.
«Сильфида» — один из старейших романтических балетов, дошедших до нашего времени, не сходит с афиш лучших театров мира. С появлением этого спектакля, основанного на фантастической новелле «Трильби, или Дух Аргели»» Шарля Нодье, в балете началась новая эпоха. «Сильфида» произвела тотальную революцию — в эстетике танца, его технике, композиции.
Премьера балета на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера в постановке балетмейстера Филиппо Тальони состоялась в 1832 году в Гранд-Опера в Париже. Главную партию исполнила дочь Ф. Тальони известная балерина Мария Тальони.
В 1835-м балет в редакции Филиппо Тальони перенес на сцену Санкт-Петербургского императорского театра балетмейстер Титюс. К сожалению, премьера осталась незамеченной. Через два года в Россию приехал хореограф Филиппо Тальони с дочерью — балериной Марией. Для петербургского дебюта 6 сентября 1837 года они выбрали именно «Сильфиду». Считается, что именно с «Сильфиды» балерины стали выступать в пуантах, а первой их надела Тальони. Этот балет имел оглушительный успех. Тальони восхищались Гоголь и Герцен, Белинский и Огарев.
После отъезда примы роль Сильфиды на петербургской сцене с успехом исполняли Татьяна Смирнова и Надежда Богданова. Но во второй половине XIX века балет постепенно исчез из репертуара и лишь в 1892 году Мариус Петипа возобновил его для балерины Варвары Никитиной. После Октябрьской революции этот балет возобновил для выпускного спектакля хореографического училища В.И. Пономарев (1922 г.). Спустя три года зрители Большого театра в Москве увидели второй акт в постановке В.Д. Тихомирова с Е.В. Гельцер в главной партии. И снова балет надолго исчез из репертуара.
Вернулась «Сильфида» в Россию в 1975 году на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр) в постановке Августа Бурнонвиля на музыку Хервена Левенсхольда. Спектакль поставила датский балетмейстер Эльза-Марианн фон Розен — тонкий знаток и ценитель хореографии Бурнонвиля. Именно ее редакция хореографии Бурнонвиля сейчас наиболее популяра во всем мире».
Татьяна Кузнецова о балете «Сильфида», «Коммерсант» (2008 г.):
«Сильфида» — первенец романтического балета, поставленный хореографом Филиппом Тальони в 1832 году для своей дочери Марии. Четыре года спустя датчанин Август Бурнонвиль поставил в Копенгагене свою версию, заменив музыку и хореографию, но оставив в неприкосновенности сюжет: крестьянин Джеймс, соблазненный сильфидой, бежит за ней в лес, оставив безутешную невесту. Шарф, которым Джеймс пытается поймать крылатое существо, оказывается отравленным — крылышки сильфиды опадают, и она погибает. «Сильфида» Бурнонвиля, в отличие от исчезнувшего балета Тальони, никогда не покидала сцены Датского королевского балета, а потому сохранилась в отличном состоянии. Первым был сам хореограф Бурнонвиль. Датчанин взял другую музыку и придумал собственные па, сохранив композицию и фабулу первоисточника. Грустная история о том, как шотландский юноша Джеймс влюбился в дитя воздуха — сильфиду, сбежал за ней из-под венца в лес и, пытаясь овладеть чаровницей, опутал ее крылышки заколдованным шарфом, отчего бедняжка погибла, пленяла не только романтическим сюжетом. 170 лет назад нежная «Сильфида» произвела в балете тотальную революцию — радикально изменились стиль, эстетика танца и, наконец, техника, ведь именно здесь балерина впервые попыталась затанцевать на кончиках атласных туфелек, которые тогда еще никто не называл пуантами. Современные постановки «Сильфиды» отличаются лишь незначительными разночтениями».
Из интервью балетмейстера Никиты Долгушина (2011 г.):
«Балет «Сильфида» — это старинный балет, своего рода классическое наследие, но в другой стране. Дания — достаточно замкнутая страна. Август Бурнонвиль — это, как говорится, их все. Это датское все, как наш Пушкин, как наш Петипа. Бурнонвиль, по сути, создал датский балет. Он учился во Франции, потому что в то время учиться балету можно было только там. Он начал свое восхождение и работу с копенгагенской труппой. Королевский театр — это маленький, малюсенький театрик. Наверное, как какой-нибудь Дворец культуры в провинции в захолустном районе. Но это великий театр. И благодаря железному занавесу сохранилось огромное количество репертуара. Они до сих пор танцуют около двух десятков бурнонвилевских балетов. А вообще — он поставил сотню.
В частности, «Сильфиду» он поставил, в общем-то, не желая ее ставить. Он был влюблен во французский спектакль «Сильфида», который был поставлен в Париже в 1832 году. Спектакль был поставлен знаменитым итальянским хореографом Филиппом Тальони. Так вот, этот спектакль образовал новую эпоху в романтическом искусстве, не только в балете. Тогда Бурнонвиль влюбился в этот спектакль и захотел поставить его в Дании. Но, как всегда, у него не хватило средств. Не имея возможности пригласить Тальони, он был вынужден поставить спектакль сам на музыку своего друга Левенсхольда. Бурнонвиль напел ему какие-то эпизоды музыки, которую любил, и на эту музыку воссоздал хореографические эманации, в которые тоже был влюблен. Благодаря спектаклю Бурнонвиля, который был поставлен в Копенгагене в 1836 году, спектакль сохранился как таковой. Ибо, как это часто бывает, спектакль Тальони к нашему времени умер. А бурнонвилевский спектакль до сих пор жив. Не секрет, что тогда еще в Ленинграде, в 1975 году, в Малом театре оперы и балета, который нынче называется Михайловский, шведкой Эльзой-Марианной фон Розен был поставлен балет «Сильфида». Эльза-Марианна фон Розен сама была великолепная исполнительница. Она много лет танцевала в Копенгагене, хотя была шведкой. Она была специалисткой по «Сильфиде». Вдруг появилась какая-то невероятная возможность в Советском Союзе пригласить западного балетмейстера. Это было впервые в истории советского искусства. Это было в 1975 году, в прошлом веке. Я был исполнителем роли шотландского фермера».