Мудромер
«Мудромер» — спектакль Белорусского академического театра имени Янки Купалы, старейшего театра Белоруссии. В 1960-е годы постановки молодых режиссеров Бориса Луценко и Валерия Раевского сочетали лучшие традиции театра и новаторство. Валерий Раевский принес в театр новый стиль, основанный на философии свободы убеждений и выражения. Его спектаклям присущи яркий поэтический театральный язык, раскрепощенная форма, острая проблематика.
Пьеса Н.Е. Матуковского «Мудромер» рассказывает о талантливом изобретателе-самоучке Николае Мурашко, который сконструировал прибор для измерения человеческого интеллекта под названием «дуромер». Однако министр согласований Вершило считает, что оно обидное, посему прибор получил новое название — «мудромер». После долгих дискуссий со своими заместителями министр решает испытать чудо-прибор на посетителях, пришедших к нему на прием. Абсурдность сценической ситуации подчеркивается тем, что эксперимент переносится в баню…
Николай Егорович Матуковский — белорусский советский драматург, киносценарист, журналист. В течение тридцати лет был собственным корреспондентом «Известий» в Белоруссии.
Сегодня уже мало кто помнит, что во многом благодаря стараниям Матуковского Минск был удостоен звания города-героя — после того как Николай Егорович напечатал в «Известиях» цикл очерков о минском антифашистском подполье, и в редакцию газеты, и в ЦК КПСС мешками хлынули письма с единственным вопросом: почему Минск не город-герой?
А еще в 1972 году Матуковский вывел из-под удара Василя Быкова — писателя, жившего тогда в Гродно, травили в прессе и с партийных трибун уже пять лет кряду…
Об актрисе Стефании Станюте (из передачи актрисы Элеоноры Езерской для столичного телевидения Белоруссии. 2013 год):
«Больше всего на свете она любила театр. И была ему верна всю жизнь. Ей было уже за 90, а она по-прежнему выходила на сцену. И так было до последних ее дней. А прожила она 95 лет. Не многие актрисы могут похвастаться таким жизненным и творческим долголетием. В Театре им. Я. Купалы проработала почти 70 лет.
Эта актриса ни на кого не похожа. У нее очень интересное, какое-то неправильное лицо. Несколько мелкие черты, нос с легкой горбинкой — такой бывает только у царственных особ и греческих богинь. Такие лица можно встретить на портретах раннего Возрождения.
В 1931 году актриса переезжает в Минск и начинает работать в Театре им. Я. Купалы, где проработает до конца своей жизни. И хотя уже тогда было понятно, что Стефания — очень хорошая актриса, пластичная, темпераментная, эмоциональная, великолепно владеющая словом, жестом, мимикой, играть ей давали роли второстепенные.
В театре она радовалась каждой, пусть снова совсем маленькой роли. И, конечно, подарком судьбы стал для Стефании Станюты спектакль «Гарольд и Мод», поставленный тогда совсем юным режиссером Н. Пинигиным. Странная пьеса, странные герои, чудаковатые. Они влюблены друг в друга. Ей — 80, ему нет и 20. Партнерами были И. Денисов и В. Манаев, они играли в очередь. Спектакль шел на малой сцене. И у актрисы, наконец, была главная роль.Впервые в кино Станюта сыграла еще в 1958 году. Но много сниматься стала в 70–80-е годы. Она сыграла около 60 ролей в кино и на ТВ И главный фильм актрисы, который сделал ее звездой, — «Прощание с Матерой».
Стефания Михайловна Станюта очень достойно прожила свою жизнь. Никогда никому не завидовала, никогда никого ни о чем не просила. Удивительная женщина, от которой будто исходил какой-то внутренний свет».
Для Театра им. Я. Купалы Матуковский написал одиннадцать пьес, среди которых «Мудромер», «Апошняя iнстанцыя», «Амнiстыя».