Чеховские страницы
В двухсерийном фильме — экранизации спектакля «Чеховские страницы» в постановке МХАТа им. М. Горького по одноактным пьесам и рассказам А.П. Чехова «Канитель», «Лекция о вреде табака», «Юбилей», «Печенег», «Рассказ госпожи N.N.», «Лебединая песня» собралась блестящая плеяда мхатовцев.
Об актерах Марке Прудкине и Павле Массальском из книги Виталия Вульфа «Серебряный шар» (2007 г.):
«Прудкин и Массальский были совершенно не похожи друг на друга и по характеру, и по таланту. Марк Исаакович слыл интриганом, говорили, что он коварен, я этого не замечал. Он был очень умен и невероятно талантлив. <…>
Я любил рассказы Прудкина о Немировиче-Данченко, того он боялся и очень любил. В конце двадцатых годов он был в знаменитой «шестерке», руководившей МХАТом. Эту партийную молодежь очень боялся Станиславский. Когда Немирович-Данченко вернулся из США, «шестерка» распалась. Все нити власти оказались в руках великого режиссера. <…> Вернувшись из-за границы, Немирович-Данченко довольно жестоко обращался с теми, кто входил в «шестерку». Прудкина почти не занимал и, по его рассказу, довел его до такого состояния, что Марк Исаакович решил пойти и переговорить с ним самим. Однажды, идя по коридору, он увидел спускающегося с лестницы Владимира Ивановича. «Вот иду и думаю о вас», — сказал тот, обращаясь к Прудкину, и Марк Исаакович растаял. Работа над крохотной ролью прокурора Бреве в «Воскресении» осталась в памяти Прудкина как одно из самых незабываемых событий его жизни. Он часто рассказывал мне, как детально разбирал роль Немирович-Данченко. «Его предложения я потом использовал во многих ролях», — признавался Прудкин. <…>
Павел Владимирович Массальский был совсем другим человеком. Красивый, роскошно одетый, любил выпить, боялся своей жены, Найи Александровны, превосходно преподавал в Школе-студии МХАТа, был заведующим кафедрой актерского мастерства. Никогда не отличался особым умом, но был с большим чувством юмора, с ним было легко и весело. В годы, когда Ефремов возглавил МХАТ, Массальский играл немного, на своего бывшего ученика был обижен и в отличие от Прудкина никогда не поддерживал Ефремова. С Прудкиным они часто играли одни и те же роли, но Прудкин был артист более высокого класса. Массальский (широкий зритель запомнил его по фильму «Цирк» с Любовью Орловой — он играл немца, продюсера) был элегантный, легкий, блестящий актер. <…> В доефремовский период играл он очень много, но в семидесятые годы начал болеть и умер неожиданно в 1979 году, когда ему было 75 лет. Его учениками были Доронина, Басилашвили, Евстигнеев, Михаил Козаков, учеников он любил и следил все время, как складывается их судьба». <…>
Об Анатолии Кторове из книги Виталия Вульфа «Идолы. «Звезды». Люди» (1995 г.):
<…> «Он играл на сцене Художественного театра. Кторов пришел во МХАТ в 1933 году. <…> Актер громадного таланта и мастерства, все довоенные и послевоенные годы он жаждал работы. Мечтал сыграть Тузенбаха в «Трех сестрах», лорда Горинга в «Идеальном муже» Уайльда, роль, казалось, созданную для него, но за ним прочно укоренилось амплуа актера на отрицательные роли. <…> Драматические роли Кторов играл, но слава его была связана прежде всего с характерными ролями. С блеском был сыгран крошечный эпизод в «Плодах просвещения», за исполнение роли барона Клингена он был удостоен Сталинской премии. Шарма и изящества в нем было всегда много и на сцене, и в жизни. <…> Несколько раз он порывался уйти из МХАТа, перерывы между ролями были велики. <…> Из МХАТа он не ушел, не позволила привязанность к театру и чувство долга. Но терзаний было много».
Из книги Виталия Вульфа «Ангелина Степанова актриса Художественного театра» (2007 г.):
«Степанова пришла в Художественный театр в сезон 1924/25 года и в первый раз вышла на прославленную сцену в «Царе Федоре Иоанновиче» Алексея Толстого в роли княжны Мстиславской. Репетировал с ней Станиславский. <…> Она «взрослела», работая рядом с Качаловым, Вишневским, Книппер-Чеховой, Халютиной, Александровым, актерами первого поколения Художественного театра, глубоко преданными художественным и этическим требованиям своего театра». <…>