Униженные и оскорбленные
Спектакль Евгения Велихова по роману «Униженные и оскорбленные» — одна из немногих инсценировок романа Федора Достоевского. В романе Достоевский ведет повествование от лица молодого человека Ивана (в спектакле его играет один из ведущих актеров Малого театра Юрий Соломин). Он рассказывает о жизни нескольких семей, хитросплетение судеб которых, как в зеркале, повторяют друг друга. Достоевский не жалел красок в описании душевных, нравственных переживаний своих героев, оказавшихся жертвами «угрюмого разврата, преступлений, кромешного ада, бессмысленной и ненормальной жизни» мрачного города. Основной вопрос, который ставил перед читателем автор, — способен ли человек к милосердию и прощению вопреки эгоизму, обиде, предательству и смерти.
Для Евгения Велихова этот вопрос становится главным в его спектакле. Однако Велихов смягчает надрывность тона Достоевского, который описывал жизнь людей из низов, достигая крайней степени напряжения, и привносит в повествование, скорее, элемент мелодраматизма. В центре спектакля Велихова — истории двух женщин. Одна — молодая девушка Наталья Ихменева, сбежавшая из семьи ради любимого человека Алексея (Александр Овчинников). Другая — девочка Нелли (Людмила Щербинина), сирота, чья покойная мать тоже когда-то сбежала ради возлюбленного. И Наталья, и мать Нелли были брошены женихами. Жених Натальи Алексей из-за слабохарактерности оставляет ее ради другой, состоятельной невесты. В силу эгоизма и наивной беспечности он не способен оценить жертву, которую принесла для него Наталья, и муки, которые терзали ее, когда она принимала роковое решение. Мать Нелли стала жертвой распутного и корыстного человека, который хотел прибрать к рукам деньги ее отца. Им оказывается князь Валковский (Никита Подгорный), отец Алексея и отец Нелли, о рождении и существовании которой он ничего не знает. Подгорный создает яркий и запоминающийся образ циничного, высокомерного и уверенного в себе негодяя, с плотоядной улыбкой, хитро-завораживающими глазами, деликатными интонациями, кичащегося превосходством над другими людьми, не скрывающего, что лишь использует их в личных целях. И оправданием в собственных глазах для него служит, что он откровеннее других и не скрывает свои пороки.
Мать Нелли, как и Наталья, была проклята отцом, который так и не смог простить ей тайного бегства. Однако рядом с обеими женщинами оказываются преданные и по-настоящему любящие их мужчины, помогавшие пережить предательство любимых. Именно Иван уговаривает Наташу не убегать из дома, встретив ее на улице, взволнованно и потерянно ожидающую Алексея. Именно Иван пытается смягчить Николая Сергеевича Ихменева (Николай Анненков) и уберечь Наталью от его проклятия. Наконец, Иван, познакомившись с Нелли и взяв ее под опеку, просит девочку рассказать историю своей матери Ихменеву, чтобы вопреки негодованию и обиде на дочь он признался себе, что для него нет никого дороже ее и что нет ничего ценнее для души, чем суметь простить родного человека. Мать Нелли не дождалась прощения отца, он не сумел переступить через свою гордость и мучился весь остаток жизни. В спектакле Велихова Николай Анненков позволяет разглядеть, как в старике пробуждается спрятанная на дно души нежность к дочери. Оскорбленная честь и эгоизм старика отступают перед любовью и желанием простить. Старик, минуту назад не желавший слушать нищенку Нелли, готов бежать и разыскивать дочь.
Наталья Аллы Евдокимовой получилась одновременно и хрупкой, и сильной женщиной. Она жертвует семьей и собой ради любимого человека и находит силы отпустить Алексея в тот момент, когда понимает, что он полюбил другую. Наталья даже в самые трагические моменты сохраняет достоинство, избегая навязываемой ей роли «униженной и оскорбленной». Она по-прежнему остается красивой, «освещенной любовью», несмотря на впалые бледные щеки, запекшиеся, как в лихорадке, губы, сверкающие безумием глаза. Она полна решимости, но и спокойного приятия своей судьбы.
Лейтмотивом в спектакле звучат слова, что один луч света может преобразить человека, равно как за дождем всегда выглядывает солнце. Нелли, становясь свидетельницей воссоединения семьи, понимает, что сама никогда не сможет простить отца, князя, ставшего причиной несчастий — унижений и оскорблений — других людей. Ведь прощения достоин тот, кто раскаялся.