16+

Сашка

Драма
1983
124 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 части
Государственный академический театр им. Моссовета

Постановка по одноименной повести В.Л. Кондратьева.

Беседу с Вячеславом Кондратьевым и Гарием Черняховским ведет и комментирует Геннадий Евграфов в журнале «Театр» (1984 г.):

Корр: ««Сашка» шел к читателю пять лет, и этот путь был гораздо длиннее, чем на малую сцену Театра имени Моссовета.

«Сашка» перебил «Селижаровский тракт», Кондратьев начал писать его со средней части, то есть с Сашкиного ранения. Еще не существовала история с немцем, и совершенно другим был финал. Все это тянуло на добротный рассказ, который в таком виде и попал в «Новый мир». Рассказ похвалили, но вернули, посоветовав переделать финал. Автор изменил концовку и тогда же дописал историю с Сашкиным пленным, поскольку таковая находилась все в той же пожелтевшей от времени рукописи.

Затем была написана Сашкина дорога в тыл и получена одобрительная рецензия с рекомендацией публиковать повесть в «Новом мире»».

Из предисловия Константина Симонова к повести «Сашка»:

«Автор этой небольшой военной повести Вячеслав Леонидович Кондратьев — москвич, по профессии — художник-оформитель, а по своему истинному и давнему призванию — писатель, причем, по моему убеждению, не из тех, кто остается автором одной книги.

«Сашка» — это повесть о нескольких днях солдатской жизни, связанных в моей памяти со Ржевом.

…История «Сашки» — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности — солдатской…»

Корр: «Так писал Константин Симонов, предваряя публикацию повести в журнале «Дружба народов».

Дебют Вячеслава Кондратьева был резким, стремительным и для очень многих читающих и пишущих — неожиданным.

«Сашку» читали и более хвалили, нежели ругали. А через некоторое время «Сашка» шагнул на сцену. Первым повестью заинтересовался Горьковский драматический театр, а затем и Театр имени Моссовета.

Кондратьев по началу «Сашку» театру отдавать не хотел: не был уверен, что что-нибудь из этого получится, но, когда впервые увидел спектакль на малой сцене, понял, что современный театр может многое. (Сценическая редакция С. Коковкина, Сашку играл С. Проханов, ставил спектакль Г. Черняховский.)»

Гарий Черняховский — режиссер спектакля: «Помню, я читал «Сашку» в аэропорту. Я должен был лететь в Харьков, рейс задерживался, и как раз хватило времени, чтобы прочесть повесть. Когда я читал, у меня все время перехватывало горло, а раз так — я давно по себе знаю, — значит, я могу это ставить, значит, должно получиться. Повесть меня «прихватила», а точно сформулировать почему — трудно. Видимо, в прозе Кондратьева я почувствовал что-то свое. К тому времени были напечатаны и другие его вещи, но тогда меня поразил именно «Сашка», и я стал делать именно его.

У Кондратьева обостренное чувство правды и совести. Он исследует поведение человека на войне, его нравственность в условиях экстремальных, когда он должен убить, когда он не может не убивать, чтобы спасти близких, друзей, Родину. И это правильно и в создавшейся ситуации справедливо, но тем не менее заложенная веками в человеке вера в добро остается — Сашка не может через это переступить, не может убить безоружного врага.

Кондратьев очень точно угадывает человеческие характеры, человеческие взаимоотношения и очень просто их выписывает. Это роднит его прозу с современной драматургией и театром. Кроме того, проза его конфликтна: где, как не на войне, возникают самые острые ситуации столкновения различных характеров? Проза Кондратьева драматургична, ее сразу хочется вынести на сцену. В неординарных ситуациях действуют яркие люди, а это и есть драматургия.

Кондратьев не судит своих героев, не выносит приговор, а пытается разобраться, почему человек в данной ситуации ведет себя так, а не иначе, понять, что отличает одну человеческую индивидуальность от другой. Автор «Сашки» заинтересовал и взволновал меня именно таким своим отношением к войне, которое оказалось близким к моему поколению, на чью долю не выпало столь тяжких испытаний. И поэтому работать с ним нам было чрезвычайно интересно, хотя порой и очень трудно.

Возникла такая счастливая идея, идущая от Вячеслава Леонидовича, начать спектакль с того, чем кончается повесть: Сашка уже приехал в Москву, а затем в его памяти и возникает все то, что он пережил на передовой и по дороге домой. Но это не спокойные плавные воспоминания, нет, он настолько измотан, измочален всем, что произошло с ним, что уснуть, забыться хоть на мгновение не может, и все картины, возникающие в его памяти, подчиняются не логике разума, а логике чувства. А это предполагает не хронологическое течение событий — вот его ранило, вот он взял в плен немца, вот он вновь встречается с Зиной и т. д., а ассоциативное, что для театра очень важно. Такова была наша театральная версия, и Кондратьев, будучи художником, понимал, что для театра было делать нужно именно так, и разрешил нам делать именно так, а не иначе.

Вячеслав Кондратьев: «Очень хорош Проханов, это действительно Сашка. Он отдается игре целиком и настолько поглощен ею, что в первые минуты после окончания спектакля не узнает никого. Он играет с любовью, да он и сам писал, что эта роль, в общем, помогла ему выйти из ставшего уже привычным амплуа, навязанного кино».

Из интервью Екатерины Ивановой «Усатый нянь Сергей Проханов» в «Домашнем журнале» (2013 г.):

— Когда случился ваш звездный час?

— В конце семидесятых в Театре Моссовета, на спектакле «Сашка» по пьесе Вячеслава Кондратьева. Мы делали его почти год, никто не хотел выпускать его до очередного съезда партии. Но потом театр засыпался с большим спектаклем, и нас спросили: «За четырнадцать дней «Сашку» выпустите?» Мы выпустили. Режиссером был Гарий Черняховский. Я сыграл в нем главную роль и получил за это все что мог: и звание заслуженного, и девятнадцать статей в центральной прессе, и потом подряд несколько лет интенсивной творческой жизни.

В ролях: Сергей Проханов, Валерий Сторожик, Аристарх Ливанов, Евгений Данчевский, Александр Пискарев, Владимир Горюшин, Лариса Кузнецова, Олег Щетинин, Виктор Гордеев, Юрий Беркун, Инна Аленикова, Нина Акимова, Ольга Анохина, Ирина Гришина, Елена Бероева, Олимпиада Калмыкова и другие
Режиссеры: Алина Казьмина, Гарий Черняховский

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна