Свидание
Из статьи Анастасии Хорохоновой «Точка возврата Игоря Кваши» (2008 г.):
Игорь Владимирович Кваша родился 4 феврали 1933 года. <…> Семья Игоря Кваши жила в Карманицком переулке. <…>
Увлечение театром началось еще в детском саду, в Сибири, куда детей эвакуировали из Москвы в 1941 году. Игорь Кваша уехал туда вместе с мамой, которая продолжала работать. Юный актер сыграл главную роль в постановке сказки «Морозко». Этот спектакль играли при полном аншлаге в городском театре и даже в госпитале перед ранеными. Уже спустя годы, учась в школе, Игорь читал стихи на школьных вечерах, а потом пошел в городской Дом пионеров на улице Стопани. Там была замечательная театральная студия, из которой вышло очень много известных людей, таких, например, как Ролан Быков.<…>
После окончания школы Игорь Кваша выбрал Школу-студию МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко, где и отучился 4 года. Одним из педагогов Игоря Владимировича был Олег Ефремов, который сам в то время был еще очень молод, недавно окончил Школу-студию, стал актером Центрального детского театра и пришел на курс делать дипломный спектакль по пьесе «В добрый час!» Виктора Розова. Молодого преподавателя очень любили студенты. Ефремов умел создавать ощущение, что между ним и ребятами нет непреодолимой стены.
На курсе Кваша подружился с Галиной Волчек, Наталией Каташевой, Александром Косолаповым, Геннадием Павловым. Вместе с Олегом Ефремовым они говорили и думали о будущем, о создании нового театра, о новых формах, о том, что тогда их не устраивало в актерском мастерстве. В один из дней 1957 года и зародился «Современник» — первый за три десятилетия театр, который возник не «сверху», а «снизу». Сначала молодые актеры работали по ночам, потому что днем были заняты в своих театрах и другого времени просто не оставалось. Собирались они уже после 11 часов вечера и начинали репетировать до 4–5 часов утра. Все были молоды, полны сил, энергии и веры в свое начинание. Они спали всего по 3–4 часа в сутки, а вечером спешили в свой театр, чтобы снова начать репетицию.
После окончания Школы-студии Кваша проработал два года во МХАТе имени М. Горького. <…>. А в 1957 году перешел по приглашению в открывшийся театр «Современник». <…>
В 1960-е годы Квашу часто приглашали сниматься, но он ставил во главу интересы «Современника». В кино некоторые режиссеры считали Игоря Владимировича в первую очередь мастером эпизода. «Достояние республики», «Человек с бульвара Капуцинов», «Похождения зубного врача», «Степь» Сергея Бондарчука, экранизация рассказа Чехова, знаменитый фильм Марка Захарова по сценарию Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен»… <…>
Очень много Игорь Кваша работал на радио. Ему предлагали хорошие материалы, он не читал к праздникам патриотические стихи, а имел возможность выбрать произведения по душе. Любимый автор актера — Александр Сергеевич Пушкин. Его проза настолько простая и прозрачная, что трудно было сразу освоить этот стиль, приходилось много думать над ней, работать. Большое наслаждение доставляло Кваше чтение «Пиковой дамы». Еще удавалось исполнить такие произведения, как «Облако в штанах» Маяковского, «Двенадцать» Блока, многое из Лермонтова, Мопассана. И все это было сделано между репетициями спектаклей. Известный цикл поэтических передач, сделанных Игорем Квашой, — это еще и радиозапись романов «Белая гвардия» Михаила Булгакова и «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.
Актер успевал работать и в поэтических программах на телевидении, записывал пластинки со стихами Блока, Ахматовой, Пастернака. Многие его работы можно считать достижениями, так как в то время не все позволялось читать перед широкой аудиторией». <…>