Привет от Цюрупы
Телеверсия спектакля по произведениям Фазиля Искандера.
Искандер Ф. Думающий о России и американец: Диалог // Знамя. (1997 г.):
«Иронический диалог, воспринятый критикой (Куклин И. Литературные журналы в 1997 году: Опыт путеводителя // Лит. обозрение. 1998. №1. С. 81) как «возвращение Искандера» в качестве автора «Созвездия Козлотура», как бы подытоживает раздумья писателя о нынешней России, об особенностях стиля жизни, мироощущения, воззрений и поведения всех нас, живущих сегодня в этой стране. Чем наши соотечественники отличаются от своих современников на Западе, что движет их поступками, как они мыслят, чувствуют, воспринимают происходящее вокруг — обо всем этом неспешно рассуждает «думающий о России» интеллигент, в вестибюле московской гостиницы вступивший в беседу с остановившимся здесь американцем. Автор, по сути, обобщает здесь целый ряд своих запомнившихся читателям публицистических выступлений, придавая художественную завершенность собственному пониманию исторического момента, реальных, происходящих в обществе процессов, затрагивающих духовную жизнь людей. «Эта публикация, — пишет А. Немзер (Взгляд на русскую прозу в 1997 году // Дружба народов. 1998. №1. С. 161–162), — не варьирование фирменных «чегемских» моделей, а попытка беллетризации собственной умудренной иронической эссеистики, опыт игрового заземления интеллигентных статей о назначении России, человечества, народа и интеллигенции, которым в свою пору отдал дань не один Искандер». Любопытна и прочерченная автором модель отношения «думающего о России» к американцу, для которого он остается, в сущности, малопонятным, диковинным существом и к которому, в свою очередь, подходит с откровенной прагматичностью».
Искандер Фазиль Абдулович, эссе-диалог «Думающий о России и американец» (1997 г.):
— Те, кто в России думает о России, тем некогда бороться. А те, кто ворует, не могут же бороться с самими собою. Но это не значит, что в России слишком уж много воруют. Дело в том, что в России очень многие думают о России.
— Так кого же больше в России: тех, кто думает о России, или тех, кто обворовывает Россию?
— Это невозможно подсчитать.
— Почему?
— Потому что те, кто думает о России, больше ничем другим заниматься не могут. А те, кто ворует, заняты воровством, им некогда подсчитывать тех, кто ворует.
— Но те, кто ворует, могут заняться этим в свободное от воровства время.
— У них такого времени нет.
— Почему?
— Потому что те, кто ворует, в перерывах между воровством тоже думают о России.