Король Лир
Из статьи Алексея Филиппова «Гости из прошлого» в газете «Известия» (2003 г.):
«В «Лире» кричат, занимаются любовью, фехтуют на палках и ножах, реплики героев подцвечивает громкая музыка, железные конструкции с грохотом съезжаются и разъезжаются, из-за сцены наползает дым. Спектаклю нужно поразить воображение публики, и он делает это с напористым, напоминающим младших современников Шекспира простодушием. Кровь, грохот, дым — и Михаил Козаков, играющий заглавную роль: это козыри режиссера».
Из статьи Александра Соколянского «Ничего не произошло» в газете «Время новостей» (2003 г.):
«Козаков — актер-интеллектуал: это его определяющее, «стилеобразующее» свойство. Вопреки обывательскому убеждению среди великих трагиков ХХ века было много интеллектуалов: от Василия Качалова до Олега Борисова (не забудем и величайшего из великих — Михаила Чехова). Сделаться трагическим актером Козакову помешала не образованность, но склонность к сибаритству — в самом широком и отнюдь не порицательном смысле слова. Эту склонность Козаков за собой знает и вводит в правила игры. Ею же артист — неожиданно, но весьма убедительно — наделил своего Лира: короля, который у Козакова отрекается от власти просто для того, чтоб пожить наконец в свое удовольствие. Едва ли не лучшая из сцен спектакля — проходная сцена в замке Гонерильи: Лир — Козаков, вернувшийся, вероятней всего, с охоты, блаженно растягивается на медвежьей шкуре, требует обеда, со смаком его уминает, забавно переругивается с шутом (Е. Стычкин) — как заразительно он радуется жизни!»
Из примечаний В.П. Комаровой в книге «Король Лир»:
«Время написания установлено благодаря нескольким моментам: во-первых, напечатанная в 1605 г. анонимная пьеса «Истинная история о короле Леире и его трех дочерях Гонерилле, Рагане и Корделле» считается одним из источников шекспировской трагедии; во-вторых, в словах герцога Глостера «эти недавние затмения, солнечное и лунное» видят напоминание о затмениях в сентябре и октябре 1605 г. Наконец, в списках издательской компании найдена запись о предстоящей публикации трагедии и точно указан вечер, когда она была исполнена в Уайтхолле, — 26 декабря 1606 г. Поскольку летом 1606 г. Шекспир создавал трагедию «Макбет», то большинство комментаторов склонны датировать написание трагедии «Король Лир» зимой 1605 — весной 1606 г.
Источник сюжета о короле Лире — «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии», составленные Рафаэлом Холиншедом (Шекспир изучал второе издание 1587 г.).
Побочный сюжет — история Глостера и его двух сыновей — основан на легенде о короле Пафлагонии, рассказанной в романе Филиппа Сиднея «Аркадия графини Пембрук» (1590 г., 3-е издание 1598 г.). Шекспир основательно переработал свои источники, и комментаторы XX в. обнаруживают в тексте множество намеков на события первых лет правления короля Якова Стюарта. В частности, в словах герцога Глостера о затмениях и бедствиях в государстве видят оценку политической обстановки 1603–1605 гг.».