День приезда — день отъезда
Телевизионная версия спектакля по одноименной пьесе Валентина Черных.
Два московских психолога, Петров и Бурцева, направлены в небольшой город для выяснения причин массовых увольнений сотрудников завода и напряженной обстановки, сложившейся на производстве. Ученые выясняют причины создавшейся ситуации. Петрову предложено возглавить социологическую лабораторию по этой проблеме.
Фрагмент статьи Александра Нилина «Испытание современностью», журнал «Смена» (1976 г.):
<…> «Порочна система, которая не учитывает человека как личность», — утверждает в пьесе В. Черных «День приезда — день отъезда» ее главный герой психолог Петров. Это авторская позиция, высказанная в достаточной мере публицистично. <…>
Герой пьесы «День приезда — день отъезда» — психолог, командированный вместе с инженером-социологом на завод для социальных исследований. Рекомендации, разработанные ими для производства в ходе этих исследований, несут перемены и беспокойство в налаженность заводских порядков. И, разумеется, встречают аргументированное противодействие. <…> Кому-то поначалу Петров, может быть, и напоминает «человека со стороны». Но суть пьесы в том, что Петров не приходит, а возвращается в знакомую и, как оказывается, родную ему, родственную по духу и социально среду, оснащенный новым знанием. День отъезда отменяется — Петров решительно изменяет личную свою судьбу, связывает свое будущее с заводом, им исследованным. Он на практике готов проверить подготовленные им рекомендации. Здесь существенна лирическая линия во взаимоотношениях героев — она необходима для проявления характеров, нужна и в социальном аспекте и прослежена драматургом не без драматизма, вызванного известной смелостью и непридуманностью психологических мотивировок. <…>
Автора легко обвинить в произвольном соединении судеб персонажей ради занимательности действия, счесть лирику мотивом чуть ли не зрелищно конъюнктурным, данью традициям в пьесе, претендующей на постановку и решение вопросов организации современного производства. К чести автора пьесы «День приезда — день отъезда» он не испугался возможных упреков, пошел на соединение, сплетение мотивов лирических и социальных. Разрешает герою предпочесть местную работницу Таню инженеру-социологу Ольге. Черных не боится быть тенденциозным — в жанре, избранном им для «Дня приезда — дня отъезда», он и не может оказаться иным. Возможно, легче и написать, и смотреть чисто любовную драму или чисто производственную хронику — у пьесы, между прочим, подзаголовок: хроника одной командировки. Но Черных пошел по пути более трудного соединения нравственных аспектов и принужден был оттого вести, в свою очередь, трудную защиту авторской позиции, в которой Театр Моссовета поддержал его в меру своих — очень немалых и умело организованных — сил. В постановочной щедрой раскованности — спектакль поставлен Ю. Завадским и П. Хомским — театр азартно доказывает, что кинематографически динамичная компоновка эпизодов вполне возможна и на подмостках.
Публика очень хорошо принимает исполнителей центральных ролей И. Саввину, Г. Тараторкина, Л. Наумкину, Л. Шапошникову. Исполнение Тараторкиным роли главного героя Петрова многие называют блестящим. <…> Петрова Тараторкин играет с концертным блеском, расцвечивая материал роли, особенно текст в ударных и выигрышных его репликах, многими находками, демонстрирующими редкую его техническую раскрепощенность. Вклад Тараторкина в удачу спектакля вполне отвечает репутации артиста. Но было в старину такое выражение — «создавать тип»…
В задаче, поставленной театром и автором, интересен и необходим как раз психологический и социальный тип характера, сразу усиливший реальность происходящего. Материал для такого, мы понимаем, нелегкого и редкого, в чем-то и мучительного для артиста эксперимента есть в упомянутой в пьесе биографии героя, как раз заземленной социально. Мимо этой заземленности Тараторкин прошел и создал образ, неотразимый для определенной части публики, но к нашему знанию человеческой природы людей, ставших героями НТР, ничего не прибавляющий. Саввиной и Наумкиной такой претензии не сделаешь. Мы готовы допустить, что Саввина об этом и не задумывалась специально — в ее таланте социальная генетика изначальна. И в «Дне приезда — дне отъезда» она — женщина, закономерно имеющая жизненный успех, но личного счастья все-таки не достигающая по причинам, одной пьесой и одной ролью необъяснимым. Однако тип женского характера с чертами, точно соотнесенными со временем, присутствует, интригует понятностью. Зовет на помощь — и не знаешь, как и чем ему сейчас помочь…». <…>