Зеленая комната
Телеспектакль по повести Джона Пристли «Дженни Вильерс: роман о театре».
Джон Бойнтон Пристли, выдающийся английский писатель, драматург, автор пьес: «Опасный поворот», «Время и семья Конвей», «Визит инспектора»; романов: «Трое в новых костюмах», «Дневной свет в субботу», «Затемнение в Гретли», «Улица ангела», «31 июня», «Сэр Майкл и сэр Джордж».
Роман «Дженни Вильерс» представляет собой авторскую переделку одноименной пьесы, с успехом шедшей в бристольском театре «Олд Уик».
В маленький театр старинного городка Бартон-Спа приезжает знаменитая труппа из Лондона во главе с Мартином Чиверелом (Всеволод Якут). Здесь они готовятся сыграть премьеру пьесы «Стеклянная дверь». Финал этой пьесы получился пессимистичным и безнадежным — возможно, потому, что автор Мартин Чиверл считает, что это его последняя работа и он не собирается больше писать для театра… Вечером усталый, раздраженный, больной Чиверл остается один в зеленой комнате — своеобразном музее-гостиной старинного театра, комнате, о которой ходят слухи, что с незапамятных времен здесь поселились приведения. То в полусне, то будто наяву перед ним проходят сцены из жизни давно умершей талантливой актрисы Дженни Вильерс. Словно невидимые нити протягиваются вдруг между разочаровавшимся драматургом и вызванной его воображением талантливой актрисой. Ее любовь, преданность и служение искусству театра словно переселяются в его сердце, что меняет его и возвращает к полноценной жизни…
Джон Бойнтон Пристли «Дженни Вильерс» (1947 г.):
<…> «Его уснувшее, выключенное сознание, не ведая никаких наук, сотворило ослепивший его образ высокой стройной девушки с шелковистыми локонами. Из этого стеклянного шкафчика, из разговора с Отли, из перчатки и книжечки да акварельного наброска, висевшего на стене, внезапно возникла бедная Дженни Вильерс, вот уже сто лет как умершая и забытая повсюду, только не здесь. Разумеется, сновидение родилось из чувства утраты, а не наоборот. Во всяком случае, то был хороший сон, необычайно ясный и живой. Чиверл вновь вспомнил отдельные эпизоды и случайные обрывки разговоров. Удивительно, чего без всяких усилий может добиться в темноте уснувшее сознание! Если бы ему предложили сочинить подобную сцену на материале провинциального театра сороковых годов прошлого века, он никогда не сумел бы написать ее без подготовки и с таким множеством убедительных деталей. Да, он уже чем-то обязан благоговейной заботе жителей Бартон-Спа об их старом театре и о Зеленой комнате и этому высокому стеклянному шкафу. Он с благодарностью взглянул туда, где стоял шкаф, но убедился, что его нет на месте». <…>
Всеволод Якут о Театре имени М.Н. Ермоловой:
«Театр — это определенная общность людей, объединенных единством гражданских и художественных взглядов. Это основа создания коллектива, но этого мало. Важно, чтобы людей объединяли и хорошие, дружеские отношения, чтобы они испытывали радость от встречи друг с другом, будь то на репетиции или на спектакле. А это достигается только увлеченностью общим делом и любовью к своему театру. Любовью, которая превыше всего, выше личной приязни или неприязни, хороших или плохих характеров. Если каждый будет думать прежде всего о театре и научится находить даже в самом неприятном для себя человеке качества, которые ему симпатичны, тогда при единстве взглядов на искусство и может возникнуть коллектив. Ермоловский театр с первых дней своей жизни был таким коллективом. Мы всегда дорожили тем, что работаем в нем. <…>
Настоящий театральный коллектив — как семья. Из нее трудно уйти, в нее трудно войти новому человеку. К нам приходили многие актеры, но если человек не выбирал Ермоловский театр среди других, если ему было все равно где работать, он не приживался в нашей труппе, даже если он был профессионально сильным и талантливым актером. И были такие, которые легко входили в нашу жизнь и быстро становились необходимыми».