Золотой век
Балетмейстер-постановщик: Юрий Григорович. В главных партиях: Рита — Марго — Наталия Бессмертнова, Борис — Ирек Мухамедов, Люська — Татьяна Голикова, Яшка — Месье Жак — Гедиминас Таранда.
Из книги Александра Демидова «Золотой век Юрия Григоровича» (2006 г.):
<…> «Сценарий «Золотого века» создавался по модели спектакля-обозрения, ревю, столь распространенного той порой, в частности у Мейерхольда. Его влияние тут несомненно. <…> Шостакович, вдохновляясь главной темой либретто — борьба нового мира со старым, — писал номера, поражающие размахом и мощью. Но в единое целое <…> номера эти не складывались и так и не сложились. <…> В музыке — глобальные обобщения, драматические ситуации, рушащиеся и возникающие судьбы. <…> От ощущения музыки и пошел в своей работе Юрий Григорович, вернувший шедевр Шостаковича на театральную сцену. <…>
Столь сложного, многообразного жанрового соединения в одном спектакле искусство Григоровича еще не знало. Комические, открыто гротесковые сцены, действительно вызывающие смех, что в серьезном искусстве балета почти немыслимо. И рядом — больше лирические адажио, пленяющие строгой классической линией. <…> И тут же — пласты героического, исполненного патетики танца. <…> Григорович пошел на смелое соединение гротеска и лирики, сатиры и патетики на основе классического языка и в рамках авантюрного сюжета. <…>
Месье Жак — Гедиминас Таранда. <…> С этим героем и связана главная метаморфоза спектакля. <…> Наталия Бессмертнова исполняет Риту, в ее героине важно, что она обычная земная девушка. <…> Герой Ирека Мухамедова непреклонен и исполнен поистине «спартаковской» беззаветности, неистового горения, неуступчивой решимости, <…> он из племени победителей, и в этом его величие. <…> Герой Мухамедова — оратор и трибун. Весь — энергия, порыв, взлет. <…>
В «Золотом веке» Григорович намеренно использовал традиции кино. Не только в острой смене эпизодов. Не только в стилизации «немых» роковых страстей. Но и определенную традицию в воплощении эпохи, ее авантюрно-приключенческого склада, насыщенного романтикой борьбы и окрашенного в яркие тона». <…>
Фрагмент статьи Татьяны Кузнецовой «Золотой век» с железным занавесом» в журнале «Коммерсант-Власть» (2006 г.):
<…> «Золотой век» — первый из трех балетов-неудачников молодого Шостаковича (два других — «Болт» и «Светлый ручей». — Прим. ред.). Все они были написаны композитором в начале 1930-х, и ни один не прожил больше года. <…> «Золотой век» был заклеймен как «буржуазное ревю с морально неустойчивыми элементами джаза», а композитору строго указали на «резкое уклонение от генеральной линии советского искусства».
Между тем 24-летний Шостакович искренне полагал, что пишет политически грамотный балет на актуальную тему противостояния двух культур — загнивающей западной и здоровой советской. Балет рассказывал о приключениях советских футболистов в некоей капиталистической стране: спортсмены, устояв перед соблазнами сладкой жизни, сумели приструнить местных фашистов и помочь пролетариям вызволить из тюрьмы политзаключенных. Увы, политическая благонамеренность не всегда соответствует художественной правде: сцены разложения с развинченными фокстротами и томными танго выглядели явно аппетитнее финального «танца трудовых процессов». После публичного бичевания юный Шостакович из безмятежного любителя футбола и западной эстрады мигом превратился в потенциального арестанта. Эта метаморфоза так напугала композитора, что о своем «Золотом веке» он не хотел слышать даже на старости лет.
В 1982 году жизнерадостное детище 1930-х попытался приспособить к нуждам социалистической идеологии Юрий Григорович. Под вывеской «Золотой век» в его балете фигурировал нэпманский притон, а сюжет держала история продуктивной любви комсомольца к танцовщице кабаре — та бросила антиобщественные танцы и взялась строить социализм». <…>