16+

Идиот

Драма
1979
177 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Телевизионная версия спектакля «Идиот», поставленного режиссером Александрой Ремизовой в Вахтанговском театре, отсылает к более ранней версии спектакля этого же режиссера, созданной в 1958 году. Только в телеверсии актерский состав был иным: роли исполнили восходящие звезды театра.

В версии же 1958 года князя Мышкина сыграл Николай Гриценко, Настасью Филипповну — Юлия Борисова (увидев Борисову в этой роли, режиссер Иван Пырьев сразу же пригласил актрису в свою экранизацию), Рогожина — Михаил Ульянов, Аглаю — Людмила Целиковская. В центре внимания того спектакля находился именно Мышкин-Гриценко: его сострадание к окружающим людям, боль за них, желание облегчить их страдания. Он взваливал на себя непосильную ношу, стремясь помочь каждому: мучимому сжигающей страстью к Настасье Филипповне Рогожину, Настасье Филипповне, запутавшейся в чувстве жалости и ненависти к себе, строптивой и бескорыстно влюбленной в Мышкина Аглае. Актер Владимир Этуш вспоминал, что герой Гриценко «был человеком «без кожи», с абсолютно оголенными нервами, с предельно раскрытой душой, бесконечно влюбленный и восприимчивый ко всему».

Запоминались его широко раскрытые глаза, в которых были и боль, и страх, и мольба. Безумие в этих глазах невозможно было сыграть, его можно было только почувствовать. Князь Мышкин Гриценко казался наивным, очень светлым и несчастным человеком, напоминавшим ребенка. В телеверсии спектакля играл уже совсем иной состав: Евгений Карельских — Мышкин, Людмила Максакова — Настасья Филипповна, Вячеслав Шалевич — Рогожин, Любовь Корнева — Аглая. И в этой постановке уже сложно выделить центральное действующее лицо. Все персонажи уравнены в правах. И на первый план выходит тема не страдания и боли за человека, а тема любви к женщине. Любви как страсти и любви как сострадания. Одно чувство — разрушительное и убийственное — воплощено в Рогожине-Шалевиче, диком, горячем, мрачно-задумчивом человеке. Другое — нежное, утешительное и всепрощающее — заключено в Мышкине-Карельском. Мышкин в исполнении Карельского напоминает, скорее, спокойного, деликатного, немного насмешливого интеллигента. Он не склонен биться в припадках и не напоминает своим блаженным состоянием ребенка. Он лирик, тонкий созерцатель человеческой природы. Слова «после болезни своей я словно заново в мир пришел и теперь всматриваюсь в лица» становятся определяющими для понимания Мышкина Карельского.

И Рогожин, и Мышкин попадают в плен величественной красоты Настасьи Филипповны, сыгранной одной из самых красивых актрис русского театра Людмилой Максаковой, ведущей актрисой Вахтанговского театра. Она напоминает рыжекудрую богиню с умным пленяющим взглядом. На фоне темно-красных кулис и черных бархатных кресел особенно выделяется ее царская красота. Покатые белые плечи и грудь стягивает черное, глубоко декольтированное платье. Она держит себя с достоинством и благородным спокойствием, кажется гордой и независимой на званом вечере, на котором мужчины торгуются за нее. Рогожин, получивший в наследство миллион, хочет купить эту красоту и обладать ею безраздельно. Князь Мышкин, угадав страдания этой женщины, быть может, ни разу не любившей и не бывшей по-настоящему любимой, хочет спасти ее, оградить от страданий. «Я буду уважать вас», — говорит он Настасье Филипповне. И в этот момент, единственный за весь спектакль, героиня Максаковой превращается из опытной, кажется, прожившей долгую и тяжелую жизнь женщины в молодую девушку, беззащитную и ранимую. «Спасибо, князь, до этого таких слов мне никто не говорил — меня торговали».

Настасья Филипповна Максаковой знает силу своей красоты и своего влияния. Рогожин любит и ненавидит ее за это. Сумрачно и обреченно в первую встречу с Мышкиным в вагоне поезда Рогожин признается князю, что лучше бы сразу помер в тот день, когда познакомился с нею. Мышкин же, увидев впервые портрет Настасьи Филипповны, говорит о том, что ее лицо удивительное, веселое, но видно, что эта женщина много страдала. Мышкин Карельского, с терзающим его душу мучением, наблюдает за тем, как Настасья Филипповна мечется от роли жертвы к роли главной мучительницы. «У нее наслаждение от этого порока — кажется, что она словно мстит кому-то», — говорит Мышкин. Также мечется Настасья Филипповна между Рогожиным и Мышкиным, не в силах смириться с одной из выбранных ею ролей. Она тянется к Мышкину, но понимает, что недостойна его и что любит он ее не страстной, чувственной любовью, для которой она рождена, а любовью духовной, сострадательной. Страстная же любовь Рогожина не знает меры и ведет к безысходному отчаянию и смерти.

Как и в первой версии спектакля Ремизовой, в постановке 1979 года потрясает финальная сцена. Рогожин и Мышкин сидят рядом, обнявшись на полу. В соседней комнате лежит заколотая Рогожиным Настасья Филипповна. Оба героя близки к безумию, помешательству. Обоих сотрясает нервная дрожь, их лица искажены страдальческой, испуганной гримасой. Один не в силах унять любовную тоску и восторг перед убитой в припадке ревности женщиной. Другой окован страхом перед страданием человека, так безумно любившего. «Как страшно в этом мире! Как страшно…» — финальные слова князя Мышкина.

В ролях: Александр Филиппенко, Элеонора Шашкова, Людмила Максакова, Алла Казанская, Марианна Вертинская, Нина Русинова, Михаил Дадыко, Вероника Васильева, Иосиф Толчанов, Евгений Карельских, Владимир Покровский, Вячеслав Шалевич, Любовь Корнева, Александр Граве, Михаил Воронцов, Александр Кашперов, Вера Львова, Елена Коровина, Виктор Зозулин и другие
Режиссеры: Феликс Глямшин, Александра Ремизова

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна