Изобретение Вальса
Постановка Латвийского государственного молодежного театра
Фрагмент из книги И.Л. Галинской «Владимир Набоков: современные прочтения» (2005 г.):
«Пьеса Набокова «Изобретение Вальса» представляет собой фантастический сон безумного изобретателя (его псевдоним — Сальватор Вальс), но с вполне реальной концовкой: сумасшедшего отправляют, видимо, в больницу. Вальс утверждает, что у него есть магической аппарат телемор, лучи которого способны уничтожить весь мир. На этой фантазии Сальватора Вальса, собственно, и строится вся пьеса.
Критика возводит пьесу к Гоголю, Салтыкову-Щедрину, Блоку, Максимилиану Волошину, Е. Шварцу, К. Чапеку, Дж.Б. Пристли и др. На наш взгляд, есть возможность показать, что в пьесе Набокова «Изобретение Вальса» имеется целый ряд сюжетных ходов, заимствованных из романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
<…> Когда набоковская пьеса была переведена на английский язык и готовилась к изданию в нью-йоркском издательстве Phaedra, писатель предварил американское издание предисловием, написанным в Монтре в декабре 1965 года. Прежде всего Набоков предупреждает читателей этой пьесы, что в ней нет никакого политического «послания». <…> Во-вторых, он объясняет, как нужно понимать его «драму в трех действиях»: «Если с самого начала действие пьесы абсурдно, то потому, что этим безумный Вальс — до того как пьеса началась — воображает себе ее ход, он ждет в приемной, в кресле викинговского стиля, воображает себе беседу, <…> которой он в действительности удостаивается лишь в последней сцене последнего акта. Пока в приемной расстилаются его мечты, прерываемые паузами забвения между приступами его фантазии, время от времени возникает внезапное истончение текстуры, стертые пятна на яркой ткани, позволяющие рассмотреть сквозь них иной мир».
Адольф Яковлевич Шапиро — режиссер, театральный педагог. Родился в 1939 году в Харькове. Окончил режиссерский факультет Харьковского театрального института. Продолжил обучение у Марии Кнебель, ученицы и сподвижницы Станиславского.
С 1962 года возглавлял Рижский молодежный театр, создав в нем уникальную русско-латышскую труппу. При нем театр стал дипломантом международных фестивалей, а «Страх и отчаянье в Третьей империи» — единственным иностранным спектаклем, приглашенным в Берлин на 90-летие Брехта. В Риме на европейском фестивале «Театр на экране» Шапиро получил Гран-при и золотую медаль за фильм «Изобретение Вальса» по Набокову.
С 1990 года и по сей день режиссер является президентом Международной ассоциации театров для молодежи (АССИТЕЖ).
В 1992 году Рижский молодежный театр был закрыт. Адольф Шапиро переехал в Москву и работал как независимый режиссер в МХТ им. Чехова, Малом театре, театре Et Cetera, «Табакерке», РАМТе, Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в БДТ и ТЮЗе. В последние годы активно работает за рубежом — во Франции, США, Израиле, Греции, Бразилии…
Из книги А. Шапиро «Как закрывался занавес» (1999 г.):
<…> «У актеров, обладающих вкусом, <…> вырабатывается режиссерское чутье. Они понимают то, что Брехт называл функцией сцены, функцией роли. Если чего-то и удалось добиться в нашем театре, то во многом потому, что за годы совместной работы актеры поверили в то, как плодотворно на сцене все неудобное, какие возможности для неординарных решений оно таит.
Поэтому с ними легко было работать «трудной» режиссуре. Они могли и разгадывать шарады Михаила Левитина, и осваивать тонкие, ажурные, многоэтажные построения Анатолия Васильева. Если бы не это, вряд ли бы я решился предлагать им такие пьесы, как «Принц Гомбургский» Клейста, «Изобретение Вальса» Набокова или «Демократия!» Бродского…» <…>