Каменный цветок
Инсценировка в двух частях по мотивам уральских сказов П.П. Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер».
Фрагмент статьи Л. Скорино «Народный писатель», собрание сочинений П. Бажова «Уральские сказы»:
<…> «Творчество мастера-поэта раскрывается в сказах Бажова не только как вдохновенное озарение, а прежде всего как познание и труд. От художника требуется не пассивное созерцание и слепое копирование природы, но овладение всеми ее тайнами, проникновение в самую сущность материала. Об этом говорят сказы Бажова, и в первую очередь его программные вещи, такие как «Каменный цветок» (1938), «Горный мастер» (1939), «Хрупкая веточка» (1940), «Железковы покрышки» (1942).
Два первых сказа повествуют о творческих муках, об исканиях молодого камнереза Данилы. Задумал мастер воплотить в камне красоту простого лесного цветка. Но не дается ему малахитовая чаша, над которой он трудится, и не радует ее внешняя отделанность. Нет в ней жизни, а, следовательно, красоты. <…>
Это только ловко сделанная вещь, то есть сделанная ремесленно, а не творчески. Данила же стремится, чтобы, глядя на его чашу, люди забывали об искусстве мастера и видели простой живой цветок. В этом, по мнению молодого камнереза, и заключается истинная сила мастерства. Данила хочет понять свой материал, «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Но здесь-то молодой мастер и совершает ошибку: он не идет дальше наблюдений, дальше подражания природе. Материал подчиняет его себе. Данила не привнес в работу творческой выдумки, поэтической обобщающей мысли и поэтому-то терпит неудачу. <…>
Сказочный образ «каменного цветка» символизирует красоту самого материала, ту красоту, что заложена природой и в обломке камня, и в куске дерева, — словом, в любом материале, какой требует усилий мастера, чтобы стать произведением искусства. Кто увидел «каменный цветок», тот «красоту понял» и в силу этого становится «горным мастером». <…>
Исполнилось желание Данилы-камнереза, проник он в тайную красоту природы, в красоту самой материи. Но этого оказалось мало. Материал не может подсказать всего того, что должен найти сам мастер, опираясь не только на свои наблюдения над природой, но и обязательно на способность к образному обобщению. <…>
В поэтическом образе Хозяйки Медной горы у Бажова воплощена сама уральская природа, вдохновляющая своей красотой человека на творчество, открывающая ему свои сокровенные тайны. Фольклорный образ Малахитницы претерпел здесь существенные изменения. Если в горнорабочих «тайных сказах» Малахитница — это только хозяйка горных недр, оберегающая свои сокровища, то у Бажова она является хранительницей секретов высокого мастерства. Больше того, она — воплощение вечной творческой неудовлетворенности.
Даниле-камнерезу, молодому мастеру, лишь начинающему трудный путь творческих поисков, противопоставлен старый малахитчик Евлаха Железко-мастер, овладевший вершинами своего искусства. Совершенство его мастерства в том, что, глубоко понимая сущность своего материала — малахита, «радостного камня и широкой силы», Евлаха умеет добиться гармонии между этим материалом и собственным поэтическим замыслом. <…>
Сказы Бажова утверждают, что воплотить творческую мысль в вещной форме можно, только покорив материю, подчинив ее воле мастера. Человек должен стать полновластным хозяином материала. Сказы Бажова рисуют этого мастера-победителя. <…>
Писатель остерегался поспешности, опрометчивости в выборе слова. Он всесторонне изучал, взвешивал слова, прежде чем ввести их в ткань повествования.
Народная образность пронизывает всю словесную ткань сказов Бажова, имея не только речевое, но часто и сюжетное значение. Так, национальный характер мышления своих героев, уральских мастеров, писатель раскрывает, подчеркивая присущий им русский образный строй языка».
Ю.А. Дмитриев, из книги «Государственный академический Малый театр» (2011 г.):
<…> «Инсценировку сказов П.П. Бажова «Каменный цветок» создала В. Алексеева, поставил спектакль В. Иванов, оформил М. Богданов, художником по костюмам был Л. Осадчев, музыку написал И. Сидельников, постановку танцев осуществил П. Гродницкий. Премьера спектакля состоялась 1 мая 1981 года в филиале театра. <…>
Зрителей порадуют красочные декорации, отличная игра актеров и прекрасная музыка. К плеяде коронованных особ, часто появляющихся на сцене Малого театра, присоединилась сказочная Хозяйка Медной горы. В спектакле-сказке гармония бажовского слога сочетается с яркими режиссерскими и актерскими находками, многочисленными музыкальными номерами и феерически разнообразными декорациями и костюмами». <…>