Карагоз
Пьеса Мухтара Ауэзова повествует о несчастной любви девушки Карагоз к своему двоюродному брату акыну Сырыму. Семьи против подобного союза. Юноша становится изгоем в родном ауле, а девушку родные выдают замуж за другого. Не выдержав разлуки с любимым, Карагоз теряет рассудок и погибает.
«Юбилейный, 85-й сезон Казахского государственного академического театра драмы им. М. Ауэзова»
Галия Шимырбаева, «Казахстанская правда» (2010 г.):
«Тринадцатого января 84 года назад в Кзыл-Орде, тогдашней столице Казахской АССР, открылся первый в республике профессиональный театр. У его истоков стояли писатели Мухтар Ауэзов, Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, первый казахский режиссер Жума Шанин.
Они и открыли театр пьесой «Алтын сакина» («Золотой перстень») Кокше Теменгер-улы. В том же 1926-м был объявлен конкурс среди молодых драматургов. Победил в состязании Ауэзов. Его пьеса «Карагоз» положила начало профессиональному репертуару театра, который спустя годы стал носить имя ее автора». <…>
«В ожидании годо?»
Алия Адамбаева, газета «Новое поколение» (Казахстан, 2005 г.):
<…> «Среди знатоков и любителей театра не найдется, пожалуй, человека, который бы ничего не знал о подлинно классическом произведении М. Ауэзова. Это спектакль о бессмысленности противостояния естественным чувствам, где раскрываются конфликт и сложность взаимоотношений героев. Влюбленных погубили потому, что они не такие, как все, иначе думают и по-другому чувствуют, за то, что они посмели защищать свое естественное право на свободу выбора.
Любовь к юной красавице Карагоз заставит Наршу постичь силу чувства возлюбленной к бунтарному и бедному Сырыму. Трагическая вина Нарши в том, что он не смог понять сущности характера Карагоз и силы любви Сырыма. Это обернулось бедой для всех. В борьбе против свободы личности потерпел поражение каждый: не вернется разум к прекрасной Карагоз, не выздоровеет гуманный Нарша, померк авторитет жестокой Моржан, заклявшей собственную внучку, стал отверженным и отверг всех бунтарь Сырым, чтобы нести своей поэзией людям богатство чувств и боль собственного искалеченного сердца, беззаветно любящий и готовый сражаться во имя этой любви». <…>