16+

Летние прогулки

Мелодрама
1982
145 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Фрагмент из книги Н.Д. Старосельской «Малый театр. 1975–2005»:

«Молодые силы коллектива Малого театра ярко проявили себя в одной из последних работ театра по пьесе А. Салынского «Летние прогулки». Изящная режиссура Л. Хейфеца, умело соединившая в ансамбле мастеров разных поколений Малого театра — В. Доронина и В. Соломина, И. Ликсо и Н. Вилькину, Е. Велихова и Р. Нифонтову, — позволила создать спектакль, исполненный страстной гражданской поэтической мысли о долге человека перед самим собой и перед обществом».

Фрагмент очерка Майи Карапетян из книги «Звезды Малого театра» (2002 г.):

«Говорят, роль Бориса Куликова в «Летних прогулках» была написана специально для Виталия Соломина. Драма А. Салынского — о затравленном таланте и процветающей серости, о попытке остаться в стороне и принятии на себя, в себя, чужой боли, чужой отверженности. Виталий Соломин довел драму до трагедии, ибо относительно счастливый финал мог и не случиться.

Он появляется на сцене веселый, здоровый, уверенный в себе. Победительно обаятельный Боб Куликов прибыл из столицы в провинциальный рай в предвкушении скучновато-спокойного отпуска. Но похороны в день его приезда — и безоблачная атмосфера улетучивается. А дальше что ни сцена, то сумбурнее и сумрачнее оказывается мир, в котором предполагались беззаботные летние прогулки. Борис помимо своей воли втянут в историю умершего человека, оказавшегося его родным отцом. <…> Курортное настроение сменяется недоумением. Копится в душе Бориса непонимание, обида за отца, ненависть к нежданным врагам. А тут еще внезапная любовь к необыкновенной девушке Наде и соперничество с местным «суперменом» — хамоватым Мишкой. Герой Соломина сопротивляется, но опутывающая его сеть родственных, дружеских, враждебных, любовных связей все плотнее. Борис не готов к этому, он ехал отдохнуть, просто отдохнуть, а с лица уже сошла улыбка. И вопросы задает, болезненно боясь ответов. Все новые горестные открытия теснят душу. Она сжимается, сжимается — и не удерживает накопленной боли. Наступает отдача ненависти. <…> Значит, единственно правильный способ существования — уход в себя, в добровольную и бессрочную ссылку. «Если мерзавцам душу не подставлять, плюнуть не успевают».

Но он не в состоянии жить в такой кромешной тьме — один против целого мира зла, он не в состоянии удерживать в себе нестерпимую душевную боль. И разражается слезами. Взывая к кому-то, о ком вчерашний, благополучный Боб Куликов не вспомнил бы. И слезы омывают душу. Катарсис — в переводе с древнегреческого «очищение» — переживают не только заполнившие зал зрители, но и сам герой… <…> «Летние прогулки» — камерная история на тихой пристани — история душевного слома, ухода в себя и внутреннего преображения».

Фрагмент из очерка Светланы Овчинниковой «Виталий Соломин» из цикла «Библиотека Малого театра» (2001 г.):
«То ли это слух, то ли быль, что драматург Афанасий Салынский написал свою пьесу «Летние прогулки» специально для актеров Александра Потапова и Виталия Соломина, — не знаю. Если быль, то да здравствует возрождение славной традиции Малого, когда Островский писал свои пьесы для его актеров.

Так или иначе, роль позволила и заставила Виталия Соломина раскрыться полностью. Актеру на амплуа в том числе и «простаков» она дала коллизии трагические, да к тому же в сочетании и в редкой взаимосвязи с комедийными. И это — одновременно точное следование актера своему амплуа, и умение яростно вырываться за его рамки, — тоже в традициях Малого театра.

Виталий Соломин: «Бориса из «Летних прогулок» иногда называют Чацким XX века. Это не так: Чацкий активен, Борис — уходящая натура. Чацкий открыт, Борис замкнут. Соль этой пьесы и роли — во внутреннем конфликте в эпоху бесконфликтности. Борис должен был убивать брата, — это же Гражданская война: брат на брата… Конфликт взглядов, точек зрений. Вопрос: как принимать крайность, ограниченность? Близкие по отцу люди — и непримиримость друг к другу…»

В этой роли богатая и чуткая социальная интуиция актера спровоцировала появление незаурядного, многозначного и горького героя… Соломин сыграл — пожалуй, впервые на сцене советского театра, — диссидента».

Фрагмент из очерка Светланы Овчинниковой «Александр Потапов» из серии книг «Библиотека Малого театра» (2001 г.):

«Драматург Афанасий Салынский принес в Малый театр свою новую пьесу — «Летние прогулки». Пьесу тонкую, умную, с непривычным для времени героем — диссидентом, которого замечательно сыграл Виталий Соломин.
Его сводного брата, Мишку Зевина, сыграл Александр Потапов. Впрочем, братья не подозревают о своем родстве, и в коллизиях пьесы едва не убивают друг друга…
Мишка был ролью трагической, распахнутой страстями наотмашь, и при этом характерной, со злобинкой и хитрецой…

Есть легенда, что роль Мишки Зевина в «Летних прогулках» драматург написал специально для артиста Потапова. Может быть, легенда и вымышлена… Но нет. Не может быть. Потому что для артистов такого масштаба, как Потапов, резонно, выгодно писать роли. Для спектаклей «выгодно». И для публики. И для актерской судьбы.

Александр Потапов: «Не написана для меня, а дописана. Салынский дописал «на меня» какие-то вещи. Когда увидел на репетиции. Мы очень хорошо репетировали: Виталий Соломин, Юра Васильев, Наташа Вилькина, Виталий Дмитириевич Доронин… Мы вдруг все стали друзьями… А это прекрасно: работать в своей команде.

Я по складу не лидер. Мне важны своя команда и «отец-командир»: в данном случае режиссер Леонид Хейфец». Потапову везло на «отцов-командиров». С ним любили работать великие режиссеры: Равенских, Бабочкин, Львов-Анохин, Хейфец… Но и «отцам-командирам» везло с артистом Потаповым. Как сказал мне Виталий Соломин, в чьей «команде» вместе в Василием Бочкаревым, Татьяной Ивановной Панковой, Людмилой Титовой, Евгенией Глушенко много лет и ролей играет Александр Потапов: «Он очень хороший артист. Может выполнить любое задание. Ремеслом владеет в совершенстве. Он очень азартен, любит играть и постоянно совершенствовать даже то, что уже успешно делает».

В ролях: Александр Потапов, Юрий Васильев, Ольга Чуваева, Наталья Вилькина, Ирина Ликсо, Евгений Буренков, Геннадий Карнович-Валуа, Сергей Маркушев, Виктория Лепко, Виталий Соломин и другие
Режиссеры: Леонид Хейфец, Василий Чириков

Смотрите также

Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна