Любящий вас Коля
По одноименной пьесе Виталия Москаленко в постановке Московского драматического театра на Малой Бронной. Спектакль повествует о судьбе Николая Павловича Шмита, московского фабриканта, мечтавшего улучшить положение рабочих не только на своем предприятии, но и во всей России. Арестованный во время революционных событий 1905 года, он был позднее убит в камере Бутырской тюрьмы.
Фрагмент статьи Елены Семеновой «Искра Сергея Тарамаева» в журнале «Голос эпохи» (09.10.2012)
Был такой спектакль Театра на Малой Бронной в 80-е годы — «Любящий вас Коля», посвященной трагической судьбе юного фабриканта-революционера Николая Шмита. Признаться, по идейным мотивам я всегда избегала произведений на революционные темы, но этот спектакль просмотрела от начала и до конца, а затем пересматривала вновь благодаря исполнителю главной роли — Сергею Тарамаеву. Образ, созданный им, был столь ярок, что молодого актера по праву можно было назвать состоявшимся мастером остропсихологической игры.
Телепостановка дает зрителю возможность видеть лицо актера, и в этом ее преимущество над театром. Из зрительного зала не разглядеть вполне его преображений, не разглядеть глаз. А лицо Шмита — Тарамаева надо было видеть именно так — изблизи. Потому что в нем жил каждый нерв, и по ходу действа оно преображалось, преображался (подчас в долю секунды) взгляд — от рассеянной, неотмирной прострации до вспышек гнева, от почти детской мечтательности до отчаяния. Во второй части, где герой сидит в одиночной камере, подвергаясь постоянным издевательствам охраны, вживе видится, как человек постепенно сходит с ума. И наблюдая это, я вдруг перестаю видеть Николая Шмита, а вижу совсем иной образ — князя Мышкина…
Эту роль Сергею Тарамаеву также суждено было воплотить на сцене того же Театра на Малой Бронной — после нее о нем заговорила вся театральная Москва. Увы, телеверсии этой постановки не сохранилось. Не случилось актеру сыграть этой роли и в кино, которое от этого, думается, много потеряло. В кино же ему довелось создать образ другого «рыцаря бедного», а вернее «испанского» — Подозерова в многосерийном фильме «На ножах». Это, пожалуй, самая значительная киноработа Тарамаева. В той ленте режиссер-постановщик Александр Орлов собрал поистине великолепный состав: С. Ростоцкий, Н. Добрынин, И. Розанова, О. Дроздова, С. Виноградов, Е. Майорова… <…>
Незначительных ролей не бывает, и такой актер, как Сергей Тарамаев, интересен во всякой. Любому образу он придает неуловимую утонченность. Кажется, что идет совершенно проходная сцена, и как будто ничего особенного нет ни в словах, ни в жестах актера. И вдруг — словно электрический разряд пробегает, мгновенный, неуловимый и… завораживающий.
Великий актер Олег Борисов писал в дневнике, что актеру для создания яркого образа нужно подбавить в него толику сумасшествия. Подобная толика прослеживается во многих ролях Тарамаева. Не знаю, справедливо ли назвать ее «толикой сумасшествия». Скорее, искрой… Неповторимой искрой Сергея Тарамаева.