Макбет
Фрагмент интервью Владимира Васильева. Программа «Монолог в 4 частях. Владимир Васильев» на телеканале «Культура» (2015 г.)
<…> Жизнь балетного артиста — она ж ведь короткая жизнь. И если ты приходишь, тебе 18 лет, а после 20 лет службы в театре ты имеешь право на пенсию, то можно легко подсчитать, что в 38 практически, для любого нормального, здорового мужчины это расцвет, а он уже уходит на пенсию, давая дорогу следующим. То мне все говорили, что надо пойти в ГИТИС, окончить обязательно его балетмейстерский факультет, но я считал, что научить писать стихи, быть драматургом невозможно, а я в то время поставил Икара и Макбета начал ставить. И Макбет как раз стал моей дипломной работой.
Макбет — это единственный, пожалуй, балет, который был написан специально. Я написал либретто, и по нему уже композитор писал музыку. Балет вообще замечателен тем, что он из одного слова, одной фразы, может выстроить огромный совершенно диалог и, наоборот, уместить большое, такие, знаете ли, большие диалоги, в очень сжатую, короткую сцену. Буквально в какой-то одной фразе. На эту фразу можно сделать целую вариацию. В этой драме же гораздо сильнее леди Макбет. А Макбет настолько слаб оказывается рядом с ней, она, двигая, направляя, заставляя Макбета творить чудовищные совершенно преступления для достижения цели — вот этой самой власти. Я сделал так, что его не убивают, он умирает, оттого что он не может уже жить. Злодеяния его давят, они его душат. «Я сам хочу уйти из этой жизни, оставьте меня в покое, дайте мне наконец выход тому, что во мне кипит!» И он себя же и душит. Для меня это такое произведение, которое я очень любил и сам танцевал. Хореограф может быть очень хорошим в миниатюрах, может бессюжетно интересно ставить, отдельные слова, словосочетания, но балетмейстер — это человек, создающий уже некий рассказ. Балетмейстер — это всегда все-таки сюжет».