Диалоги
Спектакль по одноименной пьесе Диаса Валеева.
Из книги Владимира Андреева «Один бесконечный сюжет» (2011 г.):
<…> «Помню, мы в свое время делали спектакль «Диалоги» по пьесе Диаса Валеева, писателя из Казани, человека, который активно сопротивлялся тому идиотизму, который многие годы сопровождал наше существование, да и хотя в меньшей степени, но продолжается и сейчас.
Диас Валеев боролся с идиотизмом, и одной из тем было строительство КамАЗа. Тупые, бездушные люди, и рядом с ними те, кто жертвует своей жизнью, чтобы побороться с равнодушием и тупостью. И Саульский написал к спектаклю нервную, насыщенную болью музыку! В ней не было привычного лиризма Саульского, не было его традиционной мелодичности — было жесткое, нервное, но такое живое, как будто вобравшее человеческую речь звучание. Было ощущение, что композитор использует какие-то совершенно новые, доселе неизвестные инструменты, слышалось что-то вроде лязга техники и еще какие-то звуки, представлявшие скорее разрушительную, чем созидательную силу. Все, что Юра написал к «Диалогам», было проявлением высокой гражданственности его творчества».
Диас Назихович Валеев (1938–2010) — татарский писатель, драматург, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая, заслуженный деятель искусств Татарстана (1981) и России (1983).
Его первые лирико-философские рассказы опубликованы в 1959 году в журналах «Молодая гвардия», «Смена», «Сельская молодежь». В 1966–1972 годах Валеев — литературный сотрудник газеты «Комсомолец Татарии». Однако особенно талант Диаса Валеева раскрылся в области драматургии. Его первая драма «Суд совести» (другое название «Охота к умножению», 1971 год) поднимала серьезные морально-этические проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти.
Наибольший успех выпал на долю трагедийной хроники «Дарю тебе жизнь». Пьеса была поставлена в Казанском Большом драматическом театре, Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой, а также более чем в 50 других театрах страны. Пьесы «Диалоги» (1976), «Пророк и черт» (1977), «1887» (1979), «Ищу человека» (1985) ставили на подмостках Казани, Москвы, Ташкента, Минска…
Из интервью с Диасом Валеевым (2010 г.):
— Как вы оцениваете советское время? Кстати, для молодого писателя Диаса Валеева оно было, кажется, чуть ли не звездным — вас заметили в Москве, в столичных театрах шли с аншлагом ваши пьесы…
— Да, советский период сыграл огромную роль в развитии татарской культуры. Худо-бедно, но появилась какая-то государственность, мы стали народом, в определенной мере равным другим. Значительно вырвались вперед в части культурного и научного потенциала. Могли бы добиться еще большего, но мешала ранжированность: вот Москва, а вот вы — всего лишь автономия. В столице живут художники первого, извините, сорта, в союзной республике — второго, а в автономной — третьего. <…> И дело тут не столько в позиции официальных властей, а в самом мышлении людей. Действительно, в начале 70-х годов в Москве косяком пошли мои пьесы. Две пьесы из трех поставил Владимир Андреев. Это был прорыв не только татарской, а всей «провинциально-автономной» драматургии». <…>