Дом Островского
В фильм-спектакль, посвященный памяти Александра Николаевича Островского, вошли фрагменты постановок по пьесам драматурга: «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Волки и овцы», «Пучина», «Снегурочка», «Сердце не камень», «Светит, да не греет», «Бешеные деньги», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».
Вступительное слово главного режиссера театра народного артиста СССР Бориса Равенских.
Фильм снимали в павильонах «Мосфильма» в 1974 году. Элина Быстрицкая до сих пор помнит, как в начале семидесятых ее вводили в спектакль «Волки и овцы». Фрагмент из этой постановки потом вошел в фильм «Дом Островского». Партнерами Быстрицкой были Николай Рыжов и Михаил Жаров. Разные по темпераменту и характеру. «Я с каждым играла по-своему», — говорит актриса.
Съемки на «Мосфильме» шли параллельно с репертуарными спектаклями. В павильонах были установлены декорации, свет. Наготове стояли гримеры и костюмеры… Многие сцены снимали в черно-белом варианте. Поэтому пришлось на ходу менять костюмы. Но Быстрицкая все же настояла на платье пурпурного цвета. Модель шили по французским лекалам. И хотя на экране зрители так и не увидели этих оттенков, вкус актрисы оценили.
Писатель Петр Вайль о фильме-спектакле «Дом Островского»:
«Александру Островскому в русской культуре уготована была, с одной стороны, почетная, с другой, скромная участь — ответчика за оживление общественных тенденций. На всем протяжении ХХ века, в периоды социального безвременья, которые заметно преобладали, Островского теснил более обобщенный и всемирный Чехов. Реалист Островский выходил на первый план, когда его коллизии можно было хоть как-то соотнести с окружающей жизнью.
Первый раз такое произошло в 60-е годы прошлого века, когда коллектив чуть отодвинулся перед личностью, инструкция — перед инициативой. Когда чуть реабилитировался быт и семейные страсти встали едва ли не в один ряд с общественными.
И уж совсем Островский оказался живым и актуальным в 90-е, с появлением реальных, а не сценических дельцов и предпринимателей, с возвращением терминов, давно снабженных в словарях пометкой «устар.», — «вексель», «закладная». Само понятие «деньги» обрело ту роль, которое оно играет в пьесах Островского. Богач, его манеры и нравы загуляли по просторам страны и тут же — по театральным подмосткам. Если чеховские персонажи заставляют задуматься об экзистенциальных проблемах, то герои Островского вызывают чувства более приземленные и ярко окрашенные: жалость, смех, презрение, омерзение.
Надо надеяться, придет время Островского самодостаточного, не привязанного к веяниям времени. В его великолепной драматургии все для этого есть — остро выстроенные сюжеты, незабываемые портреты, блистательный юмор». <…>