16+

Барабанщица

Драма
1975
110 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 части

Самая известная пьеса советского драматурга Афанасия Салынского, написанная в 1958 году, не сходила с театральных подмостков два десятилетия. Ее ставили разные театры страны — от столичных и академических до областных и самодеятельных. Но канонической версией, запечатленной на ТВ, стала постановка Центрального театра Советской Армии, осуществленная в 1975 году.

Действие пьесы разворачивается в 1943 году в одном из среднерусских городов, только что освобожденном от фашистов. Люди пытаются наладить мирную жизнь, но линия фронта совсем близко — город продолжают регулярно бомбить.

У главной героини — Нилы Снижко (Алина Покровская), которая работает дворничихой, дурная слава, ведь во время оккупации она служила в гестапо переводчицей. Соседи ее ненавидят, а местные мальчишки дразнят «немецкой овчаркой», закидывают камнями.

Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Нила — боец невидимого фронта, подпольщица. Служа в гестапо, она выполняла специальное задание, и работа ее пока не закончена: город наводнен немецкими шпионами, фашистское подполье необходимо ликвидировать.Пришедший к Ниле Снижко связной сообщает, что капитан Советской армии Мика Ставинский на самом деле немецкий агент, оставленный в советском тылу. Ниле поручается войти к нему и выявить его связи. Значит, надо устраивать пирушки, хохотать, танцевать в купальнике на столе… Открыться никому нельзя, даже любимому человеку. Для всех Нила по-прежнему враг, на ней клеймо предателя.

Афанасий Салынский, считающийся основателем «советского экзистенциализма» в драматургии, многолетний главный редактор журнала «Театр», написал «Барабанщицу» в период оттепели, но замысел родился гораздо раньше — в 1943 году. «В одном из освобожденных городов России я встретил странную девушку. Удивительно было то, что насмешки и оскорбления людей, которые ее окружали, она переносила с мужеством и каким-то веселым азартом… Меня увлекла, на мой взгляд, совершенно свежая ситуация. Героиня — среди своих, в освобожденном, ликующем городе вынуждена жить и бороться, временно сохраняя личину изменницы и предательницы».

Героизм Нилы особого свойства. Ей не пришлось грудью закрывать амбразуру, вести батальон в атаку или молчать под пытками. Ее жертва бескровна, но от этого не менее значима. Она состоит в том, чтобы стойко и безмолвно терпеть презрение, поношение, насмешки окружающих без возможности оправдаться. Сама героиня при первом появлении на сцене поражает отчаянной, бесшабашной веселостью и удалью. Словно ей все трын-трава, все нипочем, не больно и не стыдно… Нила в конце концов раскрывает агентурную сеть, но погибает. Причем, по замыслу драматурга, причиной ее гибели становится не столько фашистская пуля, сколько тотальная подозрительность и черствость тех, кто рядом. И в последующих произведениях драматурга минувшая война неизбежно вторгается в действие, память о ней служит мерилом нравственной сущности персонажей. Но именно в «Барабанщице» отчетливо проявилась характерная особенность творчества писателя: судьбы героев войны неизменно связаны у него с проблемой доверия к человеку, с решительным неприятием казенного равнодушия, фальши в отношениях между людьми.

Движению вглубь, проникновению в души и характеры персонажей способствовал и минималистский характер декораций (художник Ниссон Шифрин) — сдержанный графический рисунок города покорял зрителей своей ненавязчивой достоверностью. А голос Алины Покровской в телеспектакле 1975 года, поющей в трагическом антураже то и дело доносящихся взрывов «Мы шли под грохот канонады», вызывает максимальный эффект сопереживания. «Я себе представляю судьбу Нилы как трагическую судьбу, которая оборвалась, как и жизнь барабанщика, не допевшего своей песни…» — вспоминал Афанасий Салынский. Не удивительно, что спектакль «Барабанщица» имел огромный успех, надолго став одной из визитных карточек Центрального театра Советской Армии.

Пьеса шла на сцене ЦАТСА более 700 раз. Роль Нилы Снижко была мечтой многих актрис. Первой ее сыграла Людмила Фетисова, затем Людмила Касаткина и наконец Алина Покровская (легендарная Любочка Трофимова из фильма «Офицеры»).

В ролях: Андрей Петров, Павел Цитринель, Алина Покровская, Нина Белобородова , Валериан Калинин , Нина Сазонова, Иван Рябинин, Мария Пастухова и другие
Режиссеры: Валерий Горбацевич, Абрам Окунчиков

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна