Богема
Богема — опера в четырёх актах Джакомо Пуччини. Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза написали либретто по произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». Впервые опера была представлена публике 1 февраля 1896 года в туринском Teatro Regio, дирижировать пригласили Артуро Тосканини. В России в разное время ее можно было увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. В Татарском государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля она была поставлена в 1985 году. Режиссером-постановщиком стал Нияз Даутов.
Фрагмент из статьи Камиллы Гали «Нияз Даутов: «Нужно уметь создавать самого себя»», опубликованной в газете «Татарский мир»:
«Одна из лучших страниц в истории музыкальной культуры Татарстана — творчество Нияза Курамшевича Даутова, артиста, оперного режиссёра, музыкального педагога, просветителя. Самой первой большой ролью Нияза Даутова стал Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского. Этой партией артист дебютировал в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в ней талант молодого певца раскрылся сразу и ярко. Потом были Ромео в опере «Ромео и Джульетта» Гуно, Альфред в «Риголетто» Верди, Дубровский и Фауст в одноимённых операх Направника и Гуно. <…>
Среди его постановок — произведения мировой оперной классики «Кармен», «Чио-Чио-сан», «Богема», «Пиковая дама», «Отелло», «Борис Годунов». За тридцать лет режиссёрской работы он поставил почти 80 спектаклей. <…>
В своей режиссёрской работе Даутов любил выразительные мизансцены, яркую зрелищность и театральность: он был приверженцем романтического стиля, художественно-образной символики.
«Удача оперного спектакля, — писал в записных книгах Нияз Даутов, — находится в прямой связи с творчески прочитанной партитурой, поэтому режиссёр, работающий в музыкальном театре, должен быть прежде всего музыкантом. Есть что-то в музыке, что находится между линейками нотного стана, и именно это «что-то» представляет собой наибольшую ценность». Нияз Даутов был приверженцем именно музыкальной режиссуры.
Зиля Сунгатуллина, народная артистка Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреат Республиканской премии имени Тукая, профессор Казанской консерватории: «Мне как и многим певцам моего поколения, — а это Х.Бигичев, Р.Сахабиев, В.Ганеева, К.Хайрутдинова, Р.Идрисов, Р.Даминов, Р.Узбекова и другие, — очень повезло. Мы пришли в театр совершенно неопытные и никому неизвестные. А первые годы в театре для певцов очень важны. В консерватории мы получаем вокальную школу, но настоящее мастерство приходит только на сцене под руководством дирижёра и режиссёра. Спустя 20 лет все пришедшие тогда в театр молодые певцы состоялись, они стали известными в Татарстане певцами.
Нияз Курамшевич сам был замечательным певцом, и это обстоятельство выделяло его из ряда других режиссёров, работавших тогда в театре. Он до тонкостей знал каждую вокальную партию и так строил все мизансцены, что нам, артистам, было очень удобно петь и вести драматический рисунок роли. И что интересно, в спектакле было задействовано по несколько составов, но никаких повторов не было. Каждая Виолетта, Розина, Кармен были индивидуальны, не похожи на других.
Я с ним сделала очень большой репертуар и вспоминаю годы совместной работы как самые счастливые в моей жизни. Спустя годы, когда я сама уже стала преподавать, понимаю, насколько Нияз Даутов был тонким наставником, как мудро он формировал артиста-певца. Когда только-только приходишь в театр, хочется петь сразу всё и в разных амплуа».