Две женщины
Из статьи Алены Солнцевой «Двусмысленная комедия» в журнале «Огонек» (2004 г.):
«Две женщины» — черновое название известной пьесы Тургенева «Месяц в деревне» и сценической версии «Ленкома».
Постановщик спектакля Владимир Мирзоев предуведомляет публику, что, по его мнению, отношения героев имеют «фрейдистский подтекст» и «именно в этом пласте пьесы берет начало наша система образов». Тургенев по Фрейду — это обещает театр подчеркнуто эротический и вызывающий. Ожидания не будут обмануты, хотя ничего скандального в постановке нет: просто это современный театр — профессиональный, холодноватый, ироничный, эффектный.
Владимир Мирзоев двенадцать лет назад дебютировал в качестве режиссера на сцене «Ленкома». Потом занимался театральными исследованиями в «Мастерских СТД», затем уехал в Канаду. Вернувшись в Москву, он поставил в театре Станиславского «Хлестакова», который, получив довольно много негативных отзывов критики, неожиданно вызвал интерес у публики.
Вот уже третий сезон спектакль не слишком популярного театра собирает почти полные залы, причем без всякой специальной «раскрутки»: просто посмотревшие обычно рекомендуют его своим знакомым.
В этом сезоне Мирзоев в моде: «Амфитрион» по Мольеру он недавно показал в театре Вахтангова, и вот теперь — «Ленком». Театр, который режиссер сегодня демонстрирует широкой публике, эпатирует, но не отталкивает, возбуждает, но не раздражает. В нем удачно найдено сочетание радикальной формы и доступного содержания, он легко входит в моду и, хотя далеко не всем нравится, всех интересует».
Фрагмент обращения Владимира Мирзоева в программке спектакля:
«Нас и поразило, и увлекло, насколько точно Тургенев выстроил взаимоотношения героев, имеющие, как бы мы теперь сказали, фрейдистский подтекст. Именно в этом пласте пьесы берет начало наша система образов. Пусть зритель не сетует на авторов спектакля, а попробует повнимательнее рассмотреть свои сны».
Рецензия «Театральной афиши» (2004 г.):
«Своеобразие спектакля — в особо разработанной пластике персонажей, напоминающей движения лунатиков. Параллельно тургеневскому тексту режиссер разворачивает зрительный ряд, который вступает в противоречивые отношения со словом «классика». Взаимодействия персонажей не зависят от авторских ремарок и имеют оттенок интимного, даже фрейдистского толка. Так Шпигельский (Дмитрий Певцов) может говорить с Натальей Петровной, но обнимать Верочку (Мария Миронова), которой, по Тургеневу, и не должно быть в данной сцене. Превосходно играет Наталью Петровну Елена Шанина, сумевшая эмоционально наполнить необычный, парадоксальный образ».