Соблазны
Авторы этого спектакля открыли для московского зрителя раннюю пьесу великого Гёте. «В нем счастливо сочетаются свойственные Гёте высокие нравственные искания, юмор, хрупкая красота мейсенского фарфора, отраженная в костюмах и пластике актеров, музыкальность как принцип игры», — писал о спектакле театрального центра «Вишневый сад» рецензент журнала «Афиша». Действительно, рядом с такими эпохальными произведениями Гёте, как «Торквато Тассо» и «Фауст», «Соблазны» — это изящная нравоучительная шутка. К тому же небольшая (спектакль длится всего лишь час).
События происходят в течение суток. В маленькой гостинице проживает всего один постоялец — и его обокрали! Гость не знает, кто это сделал, а вот хозяин гостиницы и его дочь подозревают в краже друг друга. На самом деле деньги из ларца постояльца украл зять хозяина.
Этот зять по фамилии Зеллер вообще сущее наказание для семьи. Вместо того чтобы помогать тестю вести дело, он пьет и гуляет на маскарадах, да еще проигрывает деньги в карты. Его жена Софи, миловидная молодая женщина, сидит по вечерам одна и выслушивает упреки отца. Дела в гостинице идут плохо — не сезон. Единственный постоялец, аристократ Альцест, приехал в их места с непонятными целями. Когда-то они с Софи были влюблены друг в друга. Потом он уехал, несколько лет скитался. Тем временем Софи выдали замуж за Зеллера. И вот Альцест снова явился, смутил покой Софи.
Обладатель благородной внешности и титула, Альцест склоняет замужнюю женщину Софи к интрижке. И та соглашается. Их рандеву назначено на поздний час, в комнате Альцеста. Отец Софи должен в это время уже спать, а муж — гулять на очередном маскараде. Для конспирации Альцест тоже уходит из дома, чтобы вернуться через черный ход. Но Зеллер также вернулся в дом через черный ход и проник в комнату постояльца, чтобы взять деньги из дорожного ларца. Дело в том что его одолевают кредиторы, а выпросить деньги у тестя уже не получится. Кстати, тесть также появляется в комнате постояльца: ему не дает покоя письмо, которое получил Альцест утром. Любопытный старик все-таки хочет узнать, что за дела привели молодого аристократа в их городок. Зеллер прячется в шкаф и сидит там уже до утра, пережидая, пока старик уберется из комнаты, пока внезапно вернувшийся Альцест не позабавится с Софи. Утром, когда Альцест объявляет о пропаже, Софи подозревает отца (она заметила в комнате Альцеста свечу отца, второпях им забытую), а отец — свою дочь (он слышал через стенку ее голос в комнате постояльца). Потерпевший подозревает сначала Софи, потом хозяина гостиницы, но постепенно следствие выводит всех троих на правильный след. Кажется, Зеллер не сильно смущен. «Мне нужно было отдать долги, иначе меня ждала виселица!» — заявляет он с вызовом. И Альцест вынужден быстро свернуть свои нравоучения. Ведь и он не без греха. Каждый в этой истории не смог устоять перед соблазном — и каждый платит за то свою цену.