Женитьба
По одноименной комедии Н.В. Гоголя
Фрагмент статьи театроведа Наталии Старосельской о режиссере Анатолии Иванове. Журнал «Страстной бульвар» (2009 г.):
«Я, конечно, знала о том, что работает в Воронеже замечательный режиссер Анатолий Васильевич Иванов, но знакома с ним не была и спектаклей его видеть не довелось. И вот однажды, приехав в Воронеж посмотреть театр, где играли дети, в свободный вечер решила попытаться попасть в знаменитый Кольцовский театр.
В тот вечер шел спектакль «Каждый год, в то же время» — незатейливая западная пьеса, которая привлекла тогда многие российские театры, но в этом спектакле, поставленном Анатолием Ивановым, было столько иронии, но и грусти, света, но и горечи по прошедшему, что невольно он включал в свою атмосферу, заставляя сопереживать героям. <…>
Этого оказалось достаточно, чтобы влюбиться в режиссера Анатолия Иванова. Но встречи в тот раз так и не произошло. Она случилась позже, год или два спустя, когда Воронежский театр привез в Москву спектакль «Прости меня, мой ангел белоснежный…». Это был шок, гром среди ясного неба. Казалось, никто и никогда еще не читал так просто и чисто раннюю пьесу А.П. Чехова, никто и никогда не ощущал так точно все несовершенства, но и всю прелесть этой драматургии. <…>
Я вряд ли смогу забыть радость и неподдельное волнение, испытанные на спектаклях «Резвые крылья Амура» (по «Волкам и овцам» А.Н. Островского), «Бесприданница», «Кукушкины слезы», «Вечно живые», «Вишневый сад», как вряд ли смогу забыть поистине драгоценные часы нашего общения в Москве, в Воронеже, на фестивалях. Анатолий Васильевич Иванов ставил спектакли во многих городах России, и каждый его спектакль становился событием для города, знаком высочайшего профессионализма и ювелирной работы с артистами.
Анатолий Иванов вырастил целую плеяду молодых актеров, которых сегодня с полным правом можно назвать признанными мастерами отечественной сцены. Он очень любил молодежь — любил возиться с ними, не просто обучая профессии, но заряжая отношением к театру, восприятием культуры. Это очень дорогого стоит!..»
О Елене Гладышевой и спектакле «Женитьба» из статьи театроведа Людмилы Романовой в воронежской газете «Коммуна», (2015 г.):
<…> Одна из лучших студенток, Елена Гладышева, после окончания была приглашена в Воронежской драмтеатр имени А.В. Кольцова. <…> Ее настоящая творческая жизнь началась с первого же спектакля Анатолия Иванова на воронежской сцене, с роли Агафьи Тихоновны в гоголевской «Женитьбе». Вслед за своим учителем и тезкой Анатолием Эфросом Иванов решал «Женитьбу» не как уморительный водевиль, а как тихую драму, где лились «невидимые миру слезы». Совсем не похожая на купеческую дочку, милая, нежная героиня Гладышевой вся дышала предчувствием любви, а робкий и интеллигентный Подколесин — Евгений Малишевский — как будто уже и готов сделать шаг навстречу, но нерешительность да слишком настырное участие Кочкарева — Валерия Потанина — отпугивают первые проявления чувства, делая возможным только один выход — в окно.
Эта постановка много лет была визитной карточкой Кольцовского театра, а на фестивале «Лучшие спектакли России» Елена Гладышева получила приз за лучшую женскую роль.
<…> Гладышева — адвокат своих героинь, наделяя их присущим ей обаянием и женственностью. Не говорю уж о такой недалекой, но милой Купавиной из спектакля «Резвые крылья амура» («Волки и овцы» А.Н. Островского), но даже Кукушкина из «Доходного места» того же автора не имеет никаких отталкивающих черт. Она плоть от плоти того мира, в котором живет, она мать, страстно желающая видеть дочерей счастливыми, а какое же счастье без достатка? Поэтому с завидной убежденностью она произносит: «Выдумали тоже — взятка! Не взятка, а благодарность!»
К двухсотлетию Кольцовского театра (2002 год) Анатолию Иванову удалось создать труппу, способную на многое. А его курс на постановки классики, русской (А.Н. Островский, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь) и советской (М. Булгаков, Н. Эрдман, А. Вампилов), глубоко разностороннее их прочтение без насильственного осовременивания, исповедуемый им метод психологического театра привлекал и публику. Словом, то был стабильный, уверенно работающий театр, где каждый актер занимал свое особенное место».