До третьих петухов
Спектакль основан на сатирической пьесе В.М. Шукшина «До третьих петухов», но в дополнение к ней взяты фрагменты из поэмы Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки». Действо это получило довольно язвительную интонацию. Впрочем, уже в сказке Шукшина довольно мрачноватой иронии. Сюжет разворачивается в библиотеке. Там вдруг случился спор между героями русской классической литературы, фольклорными персонажами. Илья Муромец дискутирует с Бедной Лизой, Чацкий — с Онегиным, Обломов — с Ленским, иногда подают голос Анна Каренина и Акакий Акакиевич. Попробовал встрять Иван-дурак, но куда там! Высокородные участники спора подвергли дурака остракизму… И даже побрезговали его обществом. Чтобы доказать свое право находиться в компании литературных героев, Иван-дурак должен добыть соответствующую справку у какого-то неведомого эксперта.
Ивану в его скитаниях встретятся разные персонажи русских сказок, остроумно модернизированные и драматургом, и авторами спектакля. Например, Баба-яга тут знает толк в рок-музыке, а Змей Горыныч составлен из трех вполне самостоятельных людей в черном. Примечательно, что все норовят извлечь какую-нибудь выгоду из встречи с Иваном-дураком. Тот, может, и дурак, но человек хороший, добрый, открытый и готовый на подвиг. Но так уж повелось, симпатичный Иван-дурак сталкивается с подлостью и алчностью на каждом углу. Вот лирический герой Венички Ерофеева нашел способ выживания в агрессивной среде — «…и немедленно выпил»! Между ним и шукшинским Иваном-дураком тут проведена отчетливая параллель. В определение того, что же есть «русский характер», принято включать слово «добрый», но доброму, бесхитростному человеку ох как не легко жить на Руси!
Актер Иван Замотаев, известный по проектам «Квартета И», театра «Ученая обезьяна» и ролям во многих телефильмах, тут не только играет Ивана-дурака, но и произносит текст от автора. Исполнитель прекрасно поет и играет на балалайке и на баяне. Премьер Театра Романа Виктюка Дмитрий Бозин исполняет роль… Бабы-яги. В спектакле также заняты актеры Артем Смола, Григорий Данцигер и Константин Чепурин. Сценография проста и функциональна («Другой театр» не имеет своего помещения, спектакли должны легко приживаться на разных площадках). Создатель и идеолог «Другого театра» — режиссер Сергей Петрейков — считает важным продвигать современную драматургию, но не забывает и о советской классике: «Описанное в ней происходило не так уж давно, и большинство зрителей еще способно соотнести происходящее в этих пьесах с собой и сегодняшним днем». Произведения Шукшина и Ерофеева, безусловно, не устарели и сегодня — что доказывает тот факт, что к ним периодически обращаются в современном театре.