Два рассказа
Два рассказа Антона Павловича Чехова, «Дама с собачкой» и «О любви», читает народный артист СССР Дмитрий Николаевич Журавлев. Музыкальное сопровождение составлено из произведений Александра Скрябина. В каталоге творческого объединения «Экран» «Два рассказа» упомянуты в числе фильмов-концертов, но это скорее полноценный моноспектакль блестящего чтеца Дмитрия Журавлева. Хотя на сцене лишь выгородка из нескольких стульев, кресла и столика, нет смен костюмов, активного действия, тем не менее возникает атмосфера спектакля, разыгранного характерными героями.
На момент записи «Двух рассказов» в 1972 году Дмитрий Журавлев был признанным мастером художественного слова, народным артистом, профессором, преподающим в Школе-студии МХАТ. Его стаж на сцене уже тогда составлял более половины века. И он стоял в одном ряду с лучшими чтецами-современниками: А.Я. Закушняком, И.В. Ильинским, В.Н. Яхонтовым, С.Ю. Юрским. Журавлев начинал как актер Симферопольского драматического театра в 1920 году. Затем окончил училище при Театре имени Вахтангова и остался работать в Москве. С 1931 года начал выступать как чтец, в репертуар отбирал произведения русской и советской поэзии и прозы. Сам артист писал о первых выступлениях так: «Еще ряд лет я продолжал совмещать работу в театре и на эстраде. В 1940 году я окончательно покинул театр и при всем моем пристрастии к актерскому искусству ни разу не пожалел об уходе из театра».
Программы, составленные из произведений Пушкина, Блока, Маяковского, Бабеля, Зощенко и других классиков русской и советской литературы, пользовались неизменной популярностью не только у слушателей, приходивших на концерты, но и на радио.
В своей книге «Сорок лет и один год» режиссер, сценарист и актриса Ольга Кознова описывает яркие впечатления от выступлений Дмитрия Журавлева: «Чтецом он был прекрасным, и я, с детства посещавшая с моим отцом знаменитые вечера Яхонтова, Журавлева, Аксенова, любила, как Дмитрий Николаевич читал «Войну и мир»: и про Петю (все плакали!), и про Наташу».
Исполнение Журавлева хорошо известно нескольким поколениям зрителей. И даже не знакомые с его театральной карьерой люди наверняка видели мультфильмы «Левша» (1964), «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965) и «Поди туда, не знаю куда» (1966), в озвучивании которых участвовал артист.
Произведения, выбранные для спектакля «Два рассказа», были созданы Антоном Павловичем Чеховым в 1898 году. Если «Дама с собачкой» был опубликован в журнале «Русская мысль» как совершенно самостоятельное, отдельное произведение, то «О любви» был включен писателем в «Маленькую трилогию» наряду с «Человеком в футляре» и «Крыжовником». Создатели спектакля сделали выбор исходя из внутреннего настроения этих произведений, не только смысловой, но и эмоциональной общности этих двух рассказов. В обоих произведениях присутствует тема маленького человека, незавершенности отношений, неспособности реализовать героями собственное чувство из-за собственных представлений о «правильном» социальном поведении. В полной мере в них выражена концепция некоммуникативности, ярко проявленная в позднем творчестве писателя.
Некоторые исследователи творчества Чехова считают, что рассказ «Дама с собачкой» был написан по впечатлениям от встречи Антона Павловича с самой главной любовью всей его жизни Ольгой Книппер. Во время знакомства со своей будущей супругой Чехов уже знал, что его тяжелая болезнь не позволит им быть вместе долго. И этим щемящим ощущением невозможности счастливой жизни с любимым и любящим человеком пропитаны оба рассказа, прочитанные Дмитрием Журавлевым.
Ловя редкие минуты счастья, а потом пытаясь забыть свою боль, существуют герои этих рассказов — москвич Гуров и провинциалка Анна Сергеевна фон Дидериц («дама с собачкой») и помещик Алехин. Но именно недостижимость счастья и преображает героев внутренне. Особенно это заметно в образе соблазнителя «дамы с собачкой» Дмитрия Дмитриевича Гурова, чьим прототипом, возможно, Чехов видел себя. Став педагогом, Журавлев подробно описывал техники по созданию яркого и интересного словесного образа на сцене. Важнейшим при работе над текстами Чехова он считал использование фантазии чтеца. Чеховские образы лаконичны, описания практически отсутствуют, вместо них — детали. Именно поэтому сила воображения артиста так важна. При подготовке Журавлев подробно, до мельчайших черточек, представлял все — от внешности героев до обстановки, в которой происходит действие. Благодаря этому герои, словами которых говорит чтец, объемные, разные, характерные. И всего этого актер добивается лишь силой слова, а не изображения. Фильм-концерт «Два рассказа» не самый популярный в обширной творческой биографии Дмитрия Журавлева. Но он раскрывает еще одну грань его таланта — способность «рассказывать не рассказывая», то есть мастерски передавать подтекст, который так важен в произведениях Антона Павловича Чехова. Главное достоинство спектакля «Два рассказа» — точная передача сложнейшего авторского стиля чтецом.