Все кончено
В семье знаменитого человека царит покой и уважение друг к другу. Но как только глава семьи оказывается на смертном одре, выясняется, что вся благостная атмосфера не что иное, как мираж. Конечно, каждый член семьи любит и уважает умирающего, но ладить друг с другом родственники больше не могут, и причина вовсе не в разделе имущества… Обычная светская беседа сменяется в эту ночь откровенным разговором. Постепенно выясняется подлинная суть…
Странную психологическую драму по мотивам одноименной пьесы Эдварда Олби на сцене МХАТа имени М. Горького поставила Лилия Толмачева.
Фрагмент статьи Романа Должанского «Жизнь на одной сцене» из газеты «Коммерсант» (2013 г.):
«Лилия Толмачева была одной из тех, кто составил первый призыв театра «Современник» — из так называемых основоположников, выпускников Школы-студии МХАТа, в середине 50-х под руководством Олега Ефремова начавших писать одну из самых славных, как со временем оказалось, страниц в истории русского театра прошлого века. <…>
Как режиссер, однако, однажды Толмачева изменила своему театру — после двух постановок в «Современнике» сделала для мхатовских стариков в 1980 году драму Эдварда Олби «Все кончено».
Но тогда, в середине прошлого века, таков был идеал — стать членом команды единомышленников, обрести свой театральный дом (возможно, не сразу — до «Современника» Толмачева проработала несколько лет в Саратовском ТЮЗе и очень недолго — в Театре Моссовета), полюбить его и осознать как свою семью, <…> сделаться его частью и провести в нем всю жизнь. И даже если желанные роли обходят стороной и случаются столь обидные для любого актера простои, горечь недовоплощенности искупается причастностью к большому театральному делу. Последнюю свою новую роль — миссис Хиггинс в «Пигмалионе» Бернарда Шоу — Лилия Толмачева сыграла на сцене «Современника» почти двадцать лет назад, годы перед уходом из жизни из-за тяжелой болезни вообще не выходила на сцену, но и в мыслях ни у кого не могло быть о ее союзе с театром говорить в прошедшем времени.
С кино и телевидением, дававшими всенародную любовь, у Лилии Толмачевой отношения — если судить по списку ролей и не считать теле- и киноверсии театральных спектаклей — не складывались. Что, конечно, очень жаль: по одной только искусствоведке Музе Боборыкиной из «Подпаска с огурцом», удачной серии из цикла «Следствие ведут знатоки», можно было понять, насколько обеднена история кино сознательным неучастием в ней Толмачевой. Одна роль, правда, в этой истории останется навсегда, вместе со знаменитым фильмом Анатолия Эфроса и Георгия Натансона «Шумный день», в котором она была сыграна, — энергичная консьюмеристка Леночка определила, кажется, целый тип женских персонажей советского кино и обозначила важнейший идейный конфликт.
Театральные же роли, особенно 50–70-х годов, в истории останутся важным списком: несколько героинь Виктора Розова, Тамара в «Пяти вечерах» и Надя в «Старшей сестре» Александра Володина, чеховская Аркадина, потом еще Ива в «Эшелоне» Михаила Рощина, Мария-Антуанетта во «Вдове Капет», Милда в «Крутом маршруте» и другие.
Впечатляющее сочетание черт социальной и лирической героини всегда было свойственно Толмачевой. Часто бывало, что за внешней сдержанностью, даже непреклонностью она открывала тревожную женскую беззащитность, иногда шла иным путем — в героинях, казавшихся слабыми, обнаруживала удивительную стойкость и твердость характера, готовность к жизненным испытаниям и потерям.
Роли случались главные и неглавные, в пьесах на все времена или только про свое время, неизменным оставались верность своему театру и общему делу, внимание к тонкостям женской психологии, умение показать сложность любого характера и стремление, пользуясь словами Михаила Булгакова, играть так, чтобы зритель забыл, что перед ним — сцена».