16+

Гнездо глухаря

Мелодрама
1987
179 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Спектакль «Гнездо глухаря» был поставлен по одноименной пьесе Виктора Розова. Главную роль в нем сыграл Анатолий Папанов. И для Валентина Плучека, и для театра Сатиры эта постановка была нетипичной. Ранее режиссер чаще имел дело с сатирическими произведениями и избегал работы со сложным психологическим материалом. Спектаклю предрекали провал, однако он прочно занял свое место в репертуаре театра.

Фрагмент из книги М.И. Громовой «Русская драматургия конца XX — начала XXI века» (2013 г.):

«Сатирой, хотя и «мягкой», считает В. Розов свою пьесу «Гнездо глухаря». Главный ее герой — Степан Судаков, в прошлом добрый человек с «потрясающей улыбкой», активный комсомолец, боевой фронтовик — теперь большой чиновник, решающий людские судьбы, и хозяин респектабельного «гнезда». Он не понимает, почему его домочадцы не чувствуют себя счастливыми в шестикомнатной квартире со всеми атрибутами «лучших домов»: коллекцией икон, «великим и кошмарным» Босхом, Цветаевой, Пастернаком на полках, «всякой всячиной», навезенной ему из разных стран.

По пути к «вершине», на которой, как он считает, все «просто обязаны быть счастливыми», Судаков-старший потерял нравственный ориентир. Его заменили карьера и вещи, «душа его обросла телом» настолько, что стала глуха к болям даже самых близких людей. «Не засоряйте мне голову всякими мелочами… Меня нет, я отдыхаю» — таков принцип его нынешнего существования. А «всякие мелочи» — это личная драма дочери, развивающаяся на его глазах, тяжелые беды в жизни подруги юности, проблемы у младшего сына Прова, бунт жены, превратившейся его стараниями в «домашнюю курицу». Ему не понятны страдания дочери Искры, которой изменяет муж, недовольство жены и ирония Прова ко всему и всем, в том числе и к собственному отцу: «Уж какие я им условия создал. Другие на их месте с утра до вечера танцевали бы».

Автор заставляет нас задуматься, что же сделало Степана Судакова «глухарем»? Над этим мучительно размышляет девятиклассник Пров: «Вот, говорят, если срезать дерево, то по кольцам его можно определить, какой год был активного солнца, какой пассивного. Вот бы тебя исследовать. Просто наглядное пособие по истории… До чего же ты, отец, интересно сформировался…»

Сам по себе Степан Судаков, может быть, и не очень страшен. Его «титаническое самоуважение» и в то же время угодническое «метание бисера» перед иностранцами скорее смешны, а вера в собственную непогрешимость и крепость своего «гнезда» — весьма непрочное ограждение от «подводных камней», сложностей жизни, что подтверждается финальным крушением «Глухаря». Страшнее то, что с благословения и легкой руки «глухарей» процветают явления и люди более опасные. Кстати, драматурги разных поколений — Розов и Вампилов — усмотрели в современной жизни и представили крупным планом легко узнаваемый тип удачливого, достигшего прочного общественного положения, довольного собой человека, внешне очень «правильного», но по сути холодного, расчетливого, жестокого».

В ролях: Юрий Васильев, Наталья Селезнёва, Нина Архипова, Зоя Зелинская, Нина Феклисова, Александр Диденко, Екатерина Градова, Надежда Каратаева, Анатолий Гузенко, Людмила Гаврилова, Виталий Безруков, Анатолий Папанов и другие
Режиссеры: Валентин Плучек, Василий Чириков

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна