Вызов
Телеспектакль по одноименной пьесе Г. Маркова и Э. Шима.
Фрагмент из книги Ю.А. Дмитриева «Государственный академический Малый театр» (Отечественная драматургия 1967–1985):
<…> «В основе спектакля «Вызов» также лежала инсценировка, на этот раз романа Г.М. Маркова «Соль земли». Осуществил ее сам автор в сотрудничестве с литератором Э. Шимом. Поставил спектакль В. Андреев, оформил художник С. Бенедиктов, музыку написал Э. Артемьев. Премьера состоялась 24 октября 1980 года.
Дело происходило в Сибири, в крупном научно-исследовательском институте. Из Москвы туда приезжали вызванные лесником Николаем Титаренко ответственный работник Госплана СССР Максим Строгов и академик Бенедиктин. Над синим озером нависла угроза, хотят вырубить кедры, растущие по его берегам. Однако перед приездом комиссии Титаренко погибал от руки браконьера, и эстафету принимал сын покойного.
Приступая к постановке, режиссер говорил: «Разговор здесь не только о проблемах природы и отношении к ней. Вопрос значительно шире, он включает и отношение к человеку как составной части окружающего мира. Ради человека, во имя него нам нужно думать о защите всего разнообразия жизни на земле. Иначе нам просто нечего будет оставить следующим поколениям. Оберегая природу, мы заботимся о гармоничности будущего. Без этого немыслима подлинная любовь к своей земле и родине».
Действие спектакля то перемещалось в минувшие дни, то возвращалось к современности.
В центре событий находились братья Максим и Артем Строговы (В. Коршунов и Е. Буренков). Строговы готовы сделать многое ради восстановления страны, но не путем разорения сибирских лесов. С ними согласен лесник Лисицин (А.И. Кочетков), отказывающийся рубить тайгу на дрова и уголь. Поддерживает Лисицина дочь Ульяна (А.Н. Евдокимова), девушка с крутым характером. Ученый Краюхин (А. Потапов) хранил карту, составленную его отцом, политическим ссыльным, на ней обозначены места залегания минеральных богатств, расположенных в тайге. Нечестные люди добиваются, чтобы Краюхина исключили из партии, отторгли от научных изысканий. Но он продолжал борьбу, и в партии его восстанавливали. Была у Краюхина невеста Софья (И.В. Печерникова), занимавшая заметное место в его жизни, но она оказывалась женщиной ничтожной, с нею Краюхину пришлось расстаться. Краюхина также любила Ульяна, но, узнав, что у него прежде был роман, она от Краюхина уходила.
Но все это прошлое, теперь же Краюхин назначен директором института.
Открывался занавес. Безлюдная сцена затемнена, в ее глубине зрители различали условный таежный пейзаж. Раздавалось два выстрела. Взволнованный голос говорил по радио об ответственности человека перед природой и о том, что убит Николай Титаренко, бывший секретарь райкома комсомола, а теперь лесничий, вызвавший на заседание ученого совета института ответственных работников из Москвы. Дело в том, что Краюхин во имя своей идеи добычи полезных ископаемых, действительно чрезвычайно нужных стране, готов погубить тайгу. За делами сегодняшними он не видит перспективы. Его спор со Строговыми, а именно их выступления, сначала в газете, а потом на заседании бюро обкома партии, определял основной конфликт. В спорах принимал участие академик Бенедиктин (Я. Барышев), человек обаятельный, обладающий крупными познаниями, но отъявленный карьерист. <…>
Стране срочно нужна древесина, и в обкоме партии требуют, чтобы ее производство увеличивалось.
На пленуме выступал в защиту природы заведующий промышленным отделом обкома Максим Строгов, и его слово оказалось решающим: несмотря на все трудности и препятствия, тайгу удалось спасти.
Восторженную оценку получил спектакль в газете «Советская культура»: «Прекрасная современная наша проза сумела окружить столкновения людей плотным дыханием общечеловеческих страстей — самообнаружением типических характеров». Далее рецензент утверждал, что спектакль «опирался на прочные традиции русского гуманизма». В это трудно сейчас поверить, но постановку спектакля «Вызов» критик ставил в один ряд с тургеневскими размышлениями о русской природе, с «Лесом» А.Н. Островского, «Обрывом» И.А. Гончарова, «Дядей Ваней» А.П. Чехова. Он писал, что спектакль «Вызов» особенно органичен на сцене Малого театра, где давным-давно звучали шиллеровские, грибоедовские, горьковские монологи».