Вечерний свет
Пьесу Алексея Арбузова «Вечерний свет» поставил молодой режиссер Роман Виктюк. В областной газете была опубликована критическая заметка о необоснованной и неоправданной вырубке леса. Главный редактор отсутствовал в то время, когда статья попала в печать. Автор был уволен. Но случилось непредвиденное: областной комитет партии поддержал выступление газеты со справедливой критикой.
Фрагмент из книги М.И. Громовой «Русская драматургия конца ХХ — начала XXI века» (2006 г.):
«В нашей литературе А.Н. Арбузов (1908–1986) прожил полвека, ни разу не изменив своей главной любви — драме. Все тридцать с лишним пьес писателя, созданных в разные годы, имели сценическую жизнь, одни более, другие менее долгую и счастливую. Арбузов — один из самых театральных наших драматургов, писавший не для чтения, а для игры на сцене. Отсюда — постоянное обновление формы, стремление к жанровой определенности. По его убеждению, «пьеса вне жанра — не драма, не комедия, не трагедия — деквалифицирует актера». Арбузов никогда не был формалистом в искусстве, не признавал случайного, поспешного, необоснованного шарахания «от бескрылого натурализма к модернизму». Его художественные искания всегда определялись сверхзадачей: как наилучшим образом, ярче воплотить свои заветные темы, мысли, характеры. А для Театра Арбузова самые главные проблемы — это поиски смысла жизни, размышления о том, «куда уходят дни?», и любовь — как главный критерий счастья и гармонии в человеческих отношениях.
За Арбузовым закрепилась репутация камерного драматурга чеховской школы. С Чеховым роднит его то, что он «не монументален». Арбузова трудно было обвинить в «отставании от жизни». Не было ни одного значительного события в истории нашей страны, на которые бы не откликнулись его пьесы: коллективизация («Шестеро любимых»); строительство метрополитена в Москве («Дальняя дорога»); Великая Отечественная война («Домик на окраине», «Ночная исповедь», «Мой бедный Марат», «Бессмертный», «Годы странствий»); «великие стройки коммунизма» («Иркутская история») и т. д. Но это было не конъюнктурное фиксирование событий и фактов. Это был исторический фон для рассказа драматурга о простых человеческих судьбах, о людях, современниках писателя.
«Жестокие игры» (1978), «Вечерний свет» (1971–1974), «Воспоминания» (1980) сам автор объединяет в цикл «драматический опус». Добавив сюда последние пьесы Арбузова «Победительница» (1983) и «Виноватые» (1984), можно сказать о повороте драматурга к особому, новому качеству пьес, более острых, жестких по содержанию, более притчевых по форме, чем все ранее написанное».