Белая палатка
Спектакль по одноименной пьесе Ивана Стаднюка «Белая палатка» был поставлен в качестве дипломного выпускником Щукинского училища Виталием Ованесовым. Телеверсию спектакля сделала Надежда Марусалова, режиссер популярной в СССР юмористической передачи «Кабачок 13 стульев».
Время действия — Великая Отечественная война. Место действия — белая палатка полевого госпиталя. Главные герои — хирурги, люди самой важной медицинской профессии во время боевых действий. Начальник полевого госпиталя подполковник Ступаков (Валерий Баринов) — хирург от Бога, у него золотые руки. Но еще в мирной жизни он услышал от коллег обидное обвинение в бесчувственности — «сердце его под пряжкой ремня». Несколько лет назад у него умерла жена, и всю свою любовь он безраздельно отдает дочери Вере (Софья Гуськова), которая работает в том же госпитале медсестрой и которая влюблена в лейтенанта Савинова (Алексей Инжеватов) из отряда «выздоравливающих». Ступаков пытается разлучить дочь с любимым, считая, что тот ей не пара. Но вопреки воле отца Вера уходит в действующую часть. Ради дочери Ступаков идет на преступление, из-за которого гибнут десятки, сотни раненых солдат…
Пружина конфликта в спектакле «Белая палатка» — эгоцентричная, даже безумная отцовская любовь. Это любовь отца к единственному ребенку или эгоистичный страх остаться одиноким? Можно ли принести в жертву многих ради спасения одного? Авторы спектакля оставляют вопросы без ответов, предоставляя зрителю право решать тяжелую нравственную задачу.
Несколько разных историй любви разворачиваются параллельно и образуют сложный рисунок сюжета на фоне войны. Генерал Любомиров (Константин Захаров) и его жена Анна Киреева (Валентина Савельева) вместе больше двадцати лет, они познакомились и поженились на Колчаковском фронте, вырастили сына, который тоже стал полевым хирургом. Супруги встречаются после долгой разлуки — Любомиров был серьезно ранен. Актриса Савельева играет долгожданное счастье тонко: нежно прижимается щекой к руке любимого, ее восторг тих, все моральные силы были потрачены на ожидание, надежду. Очень скоро война снова разлучит эту пару. Теперь уже навсегда.
Есть в «Белой палатке» и комичная любовная линия. Молоденькая лейтенант Светлана Цаца (Людмила Коныгина) влюблена в своего начальника Ивана Алексеевича Ступакова. Цаца уверена, что, выдав замуж взрослую дочь Веру, вдовец Ступаков сразу же захочет вновь связать себя узами брака. А тот даже не понимает, отчего Цаца так странно себя ведет, ни о каком ответном чувстве с его стороны и речи не идет. Цаца — ровесница его дочери. Но именно эта девчонка предвидит печальную судьбу многих женщин в послевоенные годы и хочет ее избежать. Когда ей намекают, что Ступаков для нее староват, она парирует: «…зрелый! А после войны и не такие возрасты в ход пойдут».
Телеспектакль «Белая палатка» снят в традиционной манере. Режиссер сознательно сосредоточился на крупных планах, стремясь передать тонкие душевные переживания героев, психологический накал военной драмы. Виртуозна работа звукорежиссеров, которая зачастую компенсирует условность декораций. «Воздух» спектакля соткан из шумов: то далекие взрывы, то близкая канонада, то внезапная тишина — звуковая партитура точно передала атмосферу происходящего.