Беседы при ясной луне
Постановка по рассказам Василия Шукшина «Крыша над головой», «Сапожки», «Вянет, пропадает», «Сватовство».
Фрагмент из книги Ю.А. Дмитриева «Государственный академический Малый театр» (Отечественная драматургия 1967–1985):
<…> «Тема деревни возникала в спектакле, поставленном по рассказам В.М. Шукшина «Беседы при ясной луне». Инсценировал рассказы В. Иванов, он же осуществлял режиссуру.
Для инсценировки были выбраны рассказы «Крыша над головой», «Сапожник», «Сватовство», «Верую», «Срезал», а также отрывки из некоторых других произведений писателя. <…>
Премьера состоялась в феврале 1976 года в филиале театра. Оформлял спектакль художник И. Новодворский, ранее он вместе с Шукшиным работал над фильмами. Музыкальное оформление принадлежало А. Паппе.
Перед тем как спектакль увидел свет, режиссер писал в газету: «Хочется, чтобы прозвучала невероятная доброта, какое-то удивительное внимание к человеческой судьбе, к тому, что происходит в мире».
Чтобы усилить русский колорит, постановщик пригласил для участия в действии известную исполнительницу народных песен Л. Рюмину.
При постановке Иванов (он сам об этом говорил) прибегал к советам Шукшина, и это пошло на пользу спектаклю. Утверждался своеобразный спектакль-беседа, когда большинство действующих лиц находились на сцене, порой в качестве заинтересованных свидетелей происходящего.
Театр воспроизводил шукшинские беседы тихо, иногда с грустинкой, а иногда с хлестким юмором. Актеры сидели по бокам сцены и в ее глубине, они постоянно старались входить в контакт со зрителями. А на переднем плане сцены стояла декорация, изображавшая переднюю стену дома. Стена поднималась, и зрители видели то бедную комнату горемычной Анисьи, то квартиру Ольги Сергеевны, то хорошо обставленную избу председателя колхоза. Здесь жили люди Алтая. Все они мечтали о чем-то лучшем, часто им самим не вполне ясном. О счастье мечтал шофер Иван (В. Борцов). Он считался передовиком труда, но испытывал недовольство своим положением. Душа требовала красоты, познания мира, понимания того, каким будет мир в будущем.
А председатель колхоза Матвей (В. Хохряков) после сорока лет совместной жизни задавал жене странные вопросы, например: а есть ли на свете любовь? И боится ли жена смерти, которая к нему все ближе подбиралась?
Трудно оставаться одному, вот и тянется, потеряв жену, старик Глухов (И. Любезнов) к кроткой своей ровеснице Отавихе (С. Фадеева). И дело вроде пошло на лад, и цветы приготовлены, но рушит все Ольга Малышева, то ли из ревности, то ли просто из зависти, переходящей в жестокость.
А сколько любви заключено в угрюмом Николае (В. Коняев), хотя, кажется, он целиком предан будничным заботам о хозяйстве, о детях, о Катерине (О. Чуваева).
В представленных характерах режиссер и актеры, следуя за автором, искали поэзию и философию жизни. Здесь смешивались красота и юмор, романтика и проза.
Вянет, пропадает молодая женщина Анисья (М. Овчинникова), она жаждет любви, а Владимир Николаевич (Е. Буренков) поглощен собой, пофилософствует, выпьет рюмочку и отправится смотреть телевизор.
Глеб Константинович (С. Маркушев) стремился «срезать» собеседников, делал он это для потехи, чтобы возвыситься в собственных глазах, не замечая, что оскорбляет тех, с кем имеет дело.
В поисках смысла жизни Иван приходил к священнику (Р. Филиппов). А тот, притоптывая, кружился по комнате, и было непонятно, то ли он пел, то ли кричал: «Ве-е-е-рую в авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию, в космос, в невесомость, ибо это объективно». По мастерству, по силе проникновения в образ — лучшая работа спектакля.
Имелись в спектакле и недостатки: <…> некоторые характеры раскрывались скорее через повествование о них, нежели через действие.
Тем не менее спектакль получился, бесспорно, интересным, в нем действовали люди с непростыми характерами, переживавшие сложные жизненные перипетии. Удачный выбор литературного материала во многом определил успех работы театра».